АЛМАТЫ, 2 июн — Sputnik. Акимат Алматы не устает рапортовать о том, что велосипедная инфраструктура развивается в городе семимильными шагами. Можно сказать, что новые велодорожки в городе появляются, как грибы после дождя: новые и ровные, они просто зазывают прокатиться по ним. А вот со старыми, в том числе в самом центре Алматы, просто беда. Ездить по ним – опасно для жизни.
Ровно было на бумаге
Чтобы сравнить отчеты чиновников и реальное положение дел с велоинфраструктурой в Алматы, корреспонденты Sputnik Казахстан совершили трехкилометровую прогулку на самокатах по центру мегаполиса – району, который еще принято называть "золотым квадратом". Именно здесь впервые и стали появляться специально организованные для владельцев индивидуальных средств мобильности дорожки, которые фактически определили официальный статус велосипедистов, самокатчиков и владельцев мопедов как полноправных участников дорожного движения: не совсем пешеходы, но и не автолюбители.
С тех пор ежегодно километраж велодорожек в городе растет: уже сейчас можно добраться из центра Алматы до спальных микрорайонов Орбита. Безопасно и быстро, как уверяют городские власти.
Но обновить разметку на проезжей части – не значит, что велодорожка пригодна для ее полноценного использования.
Мы решили проверить велоинфраструктуру на себе, проехав всего несколько километров – от пересечения улиц Шевченко - Наурызбай батыра до парка Республики и запечатлеть то, что реально угрожает здоровью, а иногда и жизни тех, кто выбирает экологически чистый транспорт.
В добрый путь?
Велодорожка по улице Шевченко считается одной из самых первых в Алматы и очень востребована у велосипедистов и самокатчиков: в сравнении с другими районами города движение по ней можно смело назвать интенсивным. И проблемы здесь начинаются практически сразу, в какую сторону ни езжай. Первая из них – канализационные люки.
Понятно, что закатать их в асфальт нельзя, так как доступ к коммуникациям коммунальным службам города может понадобится в любую минуту. А вот качество работ подрядчиков, которые когда-то занимались ремонтом дорожного полотна (и были приняты заказчиком в лице акимата), довольно часто вызывает вопросы.
Там, где подрядчик ответственно подошел к работе, проблем нет: тут проехать по люкам можно, даже их не заметив. Но вот если изначально они устанавливались как попало, да потом там еще что-то раскапывали, то люки превращаются либо в пригорок, либо в яму.
Конечно, для велосипедистов, диаметр колес транспорта которых довольно большой, это проблемой не является. А вот для самоката, чьи колеса редко превышают в диаметре 20-22 сантиметра, на скорости даже в 20 километров в час попасть в такую "ловушку" чревато серьезными последствиями.
Вторая проблема, которая встречается довольно часто, – нависшие над велодорожкой ветви деревьев. В ряде случаев они располагаются так низко, что взрослому человеку на самокате, а уж тем более на велосипеде, они по грудь и полностью перекрывают велодорожку. Выхода в этом случае два: либо проезжать, приседая на корточки, либо выезжать на проезжую часть, где подвергать себя опасности быть сбитым встречными машинами.
Особенно хорошо все минусы организации велодорожек в городе можно разглядеть после дождя, когда любая - маленькая ли, большая ли - ямка наполняется водой. И порой это вполне себе серьезные препятствия, длинной в пару метров и глубиной в несколько сантиметров. Именно из-за таких неровностей, которые довольно сложно разглядеть в сухую погоду, жизнь и здоровье владельцев индивидуальных средств мобильности в любую секунду может оказаться под угрозой.
Вниз по Кунаева
Пожалуй, велодорожку по улице Кунаева можно назвать одной из самых безопасных в Алматы. Хотя бы потому, что это одна из немногих улиц, на которой велосипедистов и самокатчиков от транспорта отделяет ряд боллардов.
Преимущество этих нехитрых, но очень нужных устройств заключается в том, что они, во-первых, привлекают внимание автолюбителей. В особенности на перекрестках. И не дают им забыть о том, что при повороте, помимо отсутствия пешеходов нужно убедиться в отсутствии самокатчиков и велосипедистов. Во-вторых, болларды не позволяют нерадивым водителям при отсутствии парковки наглым образом занимать велодорожку, заставляя тем самым выезжать на самокатах и велосипедах на дорогу, где идет основной транспортный поток.
Тем не менее, и по Кунаева, качество асфальтового покрытия, как и на Шевченко, оставляет желать лучшего. Проблемы все те же - люки коммуникаций, в большинстве своем похожие то на ямы, то на ухабы. А еще - последствия работы коммунальных служб и частных подрядчиков, которые предпочитают не заморачиваться и латают куски дороги после прокладки очередных труб или кабелей как придется. Результат – словно едешь по американским горкам.
В самом центре
Велодорожка на проспекте Жибек-Жолы (алматинский Арбат) появилась несколько лет назад: ее построили в период реконструкции улицы, а вместо боллардов организовали разделительный газон, на котором высадили десятки деревьев и кустарников. Получилось красиво и эстетично.
Вот только и здесь тоже отметились городские "кроты". Где копали – видно сразу. В таких местах асфальт чаще всего проседает и объезжать их, чтобы случайно не покалечиться, приходится не только на самокатах, но даже и на мопедах.
Аналогичная ситуация и на пешеходном переходе на пересечении Жибек Жолы с соседней улицей Кайырбекова. Здесь асфальт просел на глубину около трех сантиметров поперек всей велодорожки, а ширина дорожного дефекта составляет около метра.
А вот яма, появившаяся напротив центрального входа на алматинский Зеленый базар, вообще претендует на первенство в нашем рейтинге. Размер ее, и ее более мелких "сородичей" примерно три на три метра.
На сколько велика и глубока эта яма, можно понять уже потому, что даже внедорожники, проезжающие через велодорожку на парковку, вынуждены делать это с особой осторожностью, чтобы не повредить машину.
Корова языком слизала?
С самого своего появления по проспекту Жибек Жолы, велодорожка, берущая начало от улицы Кунаева, должна была обеспечить беспрепятственную возможность для жителей центра добираться на средствах индивидуальной мобильности до самого известного в Алматы парка Республики (бывший Горького). И, в принципе, она четко выполняла свою задачу, пока…
В начале года, в рамках реконструкции дорог в мегаполисе, по Жибек Жолы частично поменяли асфальт. В том числе и возле городского антикоррупционного ведомства. Однако несмотря на то, что некогда здесь проходила велодорожка, о чем свидетельствует дорожный знак, соответствующая разметка здесь не появляется вот уже несколько месяцев. Мы могли бы списать это на то, что у городских властей до этого пока просто не дошли руки. Но вот местные жители считают по-другому.
По их словам, с самого появления велодорожки им постоянно приходилось сталкиваться с тем, что сотрудники ведомства бесцеремонно превращали ее в парковку. Для того, чтобы научить госслужащих соблюдать закон, сюда даже неоднократно вызывали полицейских, которые выписали нарушителям не один протокол. И, со временем, ситуация пришла в норму.
А вот нынешнее отсутствие разметки после ремонта (хотя по документам она, наверняка, есть, раз до сих пор стоит знак велодорожки), вновь вернул все к парковочному хаосу.
Как решать ситуацию
Напомню, что вышеописанные факты, взятые из реальной жизни и запечатленные на фото – это лишь малая часть проблем городской вело инфраструктуры: мы проехали всего три из почти ста километров. И конечно, обращали внимание только на те моменты, которые видны даже невооруженным взглядом. Мелочей, кстати, тоже хватает. Схожие ситуации можно наблюдать и по улице Гоголя, и по Валиханова, и по Байтурсынова и по многим другим.
А потому чиновникам, бодро рапортующим о развитии в городе вело инфраструктуры, хотя бы иногда стоило бы проверять бумажную отчетность своих подчиненных, реально проехав по маршрутам. И лучше не на служебных авто, а хотя бы на прокатном самокате, чтобы самолично прочувствовать уровень безопасности, качество работ, проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться десяткам тысяч людей. Да и вообще, для того чтобы понять, куда, а главное, как двигаться дальше.