АЛМАТЫ, 24 мая — Sputnik. На портале "Открытые НПА" для обсуждения размещена концепция к проекту закона о разграничении полномочий между полицией, прокуратурой и судом.
Законопроект называется "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом".
В концепции к проекту закона указывается, что его разработка проводилась на основе опыта ведущих стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, согласно Национальному плану развития Казахстана до 2025 года, законодатели намерены реализовать новую модель уголовного процесса: полицейский - прокурор - суд. Каждый из перечисленных выше органов должен будет выполнять разные задачи.
Создано Агентство по финмониторингу – что даст эта самостоятельность
Первый этап в действии
К примеру, в задачи полиции и сотрудников других правоохранительных структур будет входить пресечение уголовного правонарушения, установление причастных лиц, сбор и закрепление доказательств.
На втором этапе в дело будет вступать прокуратура. На ее представителя будут возложены задачи по независимой правовой оценке собранных доказательств, принятию ключевых процессуальных решений, предъявлению и поддержанию обвинения в суде.
В задачи судов же войдет назначение наказания, санкционирование следственных действий и рассмотрение жалоб на действия и решения органов досудебного расследования и прокуратуры.
Реализация первого этапа проекта закона была обеспечена еще в конце 2020 года, когда был принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции". Согласно ему в настоящее время ключевые процессуальные решения, затрагивающие конституционные права граждан, не имеют юридической силы, если они не согласованы с прокурором либо не утверждены им. В число таких решений входит признание лица подозреваемым, квалификация деяния подозреваемого, изменение и дополнение квалификации подозреваемого, квалификация уголовного правонарушения, прерывание сроков расследования, а также утверждение процессуальных решений о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части, протокол об уголовном проступке и постановление о применении приказного производства.
Токаев поручил проработать судебный IT-сервис с элементами искусственного интеллекта
Такая процедура согласования уже позволяет сотрудникам прокуратуры на ранних стадиях расследования контролировать законность решений, принятых сотрудниками правоохранительных органов, и не допускать вовлечение добросовестных граждан в орбиту уголовного преследования.
В Генеральной прокуратуре отметили, что внедрение первого этапа трехзвенной системы правосудия уже дает положительные результаты.
"Так, за период с начала внедрения первого этапа новой концепции прокурорами признаны незаконными свыше полутора тысяч постановлений о признании подозреваемым и квалификации деяния, тогда как в прошлом году было отменено всего 88 таких решений. В результате усиления надзора сократилось число решений о признании подозреваемыми на 22% и определении квалификации на 3%. Тем самым предотвращены факты необоснованного вовлечения значительного числа лиц в уголовный процесс", - указывают авторы концепции.
Какие поправки необходимы в УПК
По мнению авторов концепции перехода на трехзвенную модель уголовного процесса, для эффективной работы правовых механизмов возникла необходимость того, что обвинительные акты по уголовным делам должен составлять не следователь, а именно прокурор, являющийся представителем надзорного органа и способный вовремя обнаружить допущенные нарушения.
"Это также повысит персональную ответственность прокуроров и усилит механизмы независимой правовой оценки ими доказательств и иных материалов уголовного дела, что также будет способствовать исключению ошибок при предании обвиняемого суду и станет барьером от необоснованного вовлечения граждан в уголовный процесс. Такую модель уголовного процесса с разграничением полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом предлагается реализовать в три этапа", - отмечается в концепции.
Бороться с суицидом и травлей среди детей поручил Токаев
Начало реализации первого этапа, который коснется дел по убийствам, планируется с 2022 года. Второго, касающегося дел о коррупции, – с 2023-го, и по остальным категориям дел, завершенным в форме предварительного следствия – с 2024 года. Однако для этого необходимо внесение ряда законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс.
Во-первых, при завершении расследования сотрудник правоохранительных органов, проводивший его, должен разъяснить участникам право на ознакомление с материалами дела и право на заявление ходатайств. После ознакомления и принятия решения по ходатайствам следователь будет составлять отчет о завершении досудебного расследования.
Далее, для изучения материалов уголовного дела оно будет передаваться прокурору. Он должен будет оценить собранные доказательства и составить обвинительный акт.
Токаев о финансовых пирамидах: прокуратура должна быть максимально проактивной
"Одновременно в целях снижения нагрузки на органы расследования и в целом оптимизации уголовного процесса целесообразно дознание и ускоренное досудебное расследование проводить в протокольной форме, где протокол обвинения будет утверждаться прокурором. Кроме того, предлагается установить предельный 18-месячный срок содержания лица под стражей в период рассмотрения в суде дела об особо тяжком преступлении с возможностью его продления, а также урегулировать вопрос пересмотра судебных актов кассационной инстанцией Верховного суда", - указывается в концепции.
Помимо вышеперечисленных поправок, в проекте закона должны быть отражены и другие, которые будут направлены на восполнение пробелов в регулировании, устранение коллизий и редакционное улучшение норм законов. Это упрощение процедуры фиксации и приобщения доказательств по делам об уголовных проступках путем их отражения в протоколе, возможности вынесения постановления о признании лица подозреваемым, его допроса в случаях, не терпящих отлагательства, и другие.
Концепция к проекту закона будет доступна для публичного обсуждения до 4 июня на сайте "Открытые НПА".