НУР-СУЛТАН, 23 мая – Spuntik. Полузащитник "Астаны" Валерий Чуперка в эксклюзивном интервью корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал о долгах в "Тамбове", разнице Карпина и Тихонова, а также о причинах уверенного лидерства "Астаны" в чемпионате Казахстана.
"Астана", "Каспий" и отрыв от "Кайрата"
- Валерий, в первом интервью после полуфинала Суперкубка Казахстана против "Шахтера" вы сказали, что темп и уровень игры ниже, чем в чемпионате России. Сейчас вы почти отыграли первый круг в нашем первенстве. Как теперь оцениваете уровень чемпионата Казахстана?
- Да, сейчас я больше матчей сыграл, но останусь при своем мнении – уровень чемпионата России выше, чем в Казахстане. При этом есть хорошие команды.
- Например? Вы уже со всеми, кроме "Кайрата", успели сыграть.
- Многие команды в Казахстане играют от обороны, поэтому все матчи тяжелые, но это не от уровня игры, а потому что тяжело взломать плотную оборону соперника. А если брать по уровню, то очень понравился "Каспий", правда, ту игру я сидел на скамейке, но со стороны видел, что футболисты задают высокий темп, хорошо перемещаются. Достойная команда.
- Любопытно. Со стороны казалось, что самая непростая игра у "Астаны" была против "Тобола" в Костанае, когда только в конце матча вам удалось сравнять счет.
- "Тобол" - добротная команда, но она играет от обороны, больше в контратаки. Сказать, что они показали что-то особенное, я не могу. Больше эмоций было в том матче.
- В том же своем первом интервью после матча с "Шахтером" вы сказали, что не считаете "Кайрат" главным конкурентом "Астаны". Тогда казалось, что это самоуверенное высказывание, но сезон у алматинцев и, правда, не задался. Что думаете сейчас о "Кайрате"?
- Я видел их несколько игр, они на сто процентов выделяются среди других команд – у них хорошее физическое состояние и неплохой игровой темп. У "Кайрата" сейчас есть неудачи именно в результате, но если смотреть игру в целом – они переигрывают команды.
- Вы сказали, что видели несколько игр "Кайрата". Как, по-вашему, в чем причина их неудач в этом сезоне?
- Я не знаю точно, поскольку не в команде. Может быть, причина в психологии, может, есть разногласия внутри тренерского штаба и игроков. А если брать в целом, тяжело вскрыть оборону, когда по 7-8 футболистов играют в защите. А на матчи против "Кайрата" и "Астаны" все закрываются – непросто добиваться побед при такой игре.
- С этим же связана серия матчей "Астаны" из побед со счетом 1:0? Тяжело забить больше одного мяча?
- Да, когда к нам приезжает команда, то они еще до матча настраиваются играть в обороне большим количеством. В итоге мало пространства, мало свободных зон, поэтому, когда перехватываем мяч у своих ворот, стараемся быстро перейти в атаку, потому что это единственный шанс найти свободные зоны и создать момент у чужих ворот.
- При этом, когда вы играли в "Тамбове", то можно сказать, что были на другой стороне. Сейчас вы играете в составе гранда чемпионата Казахстана, в России же "Тамбов" играл строго от обороны.
- Да, мы играли в похожую схему. Поэтому, я где-то понимаю здесь команды, потому что раскрыться против лидера – это очень опасно. Нужны лидеры в атаке, которые могут решить момент, а если не хватает мастерства, то поэтому ты и играешь в обороне.
- Почему вы приняли решение перейти в "Астану"? Что стало определяющим?
- Я достаточно долгое время выбирал себе команду. Хотелось идти в клуб, который будет чемпионом, ставит высокие задачи. В "Астане" я увидел такую команду. Сильно хотел сыграть в еврокубках – здесь это реально, можно выиграть чемпионат и сыграть в Лиге чемпионов.
- В "Тамбове" вы долгое время были безоговорочным игроком старта. Когда пришли в "Астану", первые матчи начинали на скамейке запасных, сейчас тоже не в каждом матче в стартовом составе. Как принимаете эту ситуацию?
- В "Тамбове" тоже были периоды, когда я то играл, то не играл. Слава Богу, что и тут, и там ребята, с которыми мы конкурируем за позицию, прекрасно все понимают. В футболе ротация абсолютно нормальная вещь. Мы же не Месси, чтобы нам гарантировали место в составе. Игры в чемпионате Казахстана проходят часто – бывают микротравмы, бывает усталость, так что все нормально.
- В интервью пресс-службе вы сказали, что ваша цель на сезон забить 5-7 голов. Два вы уже забили. У вас хороший дальний удар. Последнее время не так часто бьете издалека. С чем это связано?
- Задачи, конечно, такие поставил для себя, поэтому буду их решать. Тяжело найти попытку для удара. Команды много обороняется, нет пространства в центре поля. В последних играх было несколько моментов, в которых мог забить, если бы чуть по-другому разыграли. Но в голове все равно стараюсь держать цель, чтобы найти моменты и прицельно пробить.
- "Астана" играет в три центральных полузащитника – Лука Шимунович, Абзал Бейсебеков, вы или Исламбек Куат. Как между вами распределены роли на поле?
- Лука играет явного опорника, ближе к защитникам. Мы с Абзалом играем ближе в атаке. При обороне кто-то из нас тоже опускается, но редко когда все втроем обороняемся. Наша задача с Абзалом выше подниматься и прессинговать команду соперника. У нас получается расстановка 1-2: один нижний центральный полузащитник, два верхних.
- В этом сезоне удивительная результативность у Абзала Бейсебекова. В команде не отпускают шуток по этому поводу?
- В целом нет. У нас в раздевалке рядом с ним места, иногда могу сказать "неплохо ты ударил, нападом решил поиграть?" (смеется). Знаю, что раньше играл нападающего, но он у нас на всех позициях уже сыграл: и центрального защитника, и крайнего, и полузащитником, и в атаке. Универсальный игрок, такой в команде всегда ценится.
- Вы удивлены тем, что, несмотря на короткую скамейку, "Астана" ведет 7 очков у "Тобола" и 12 у "Кайрата"? Есть мнение, что "Астане" сильно везет в этом году.
- Наверное, были матчи, где мы за счет фарта выигрывали. Против того же "Тараза" Абзал очень хорошо попал. При этом я уверен, что везет сильнейшим, тем, кто уверен в себе. Были матчи, где мы могли пропустить, но все смотрят только на это. Никто почему-то не говорит, что условно в этом же матче у нас было три возможности забить, которые мы упустили.
- В "Астане" у вас уже второй главный тренер из игроков легендарного "Спартака" 90-х годов. Там Валерий Карпин, здесь Андрей Тихонов. Можно ли их сравнить, есть ли что-то похожее или, наоборот, они очень разные?
- Когда Валерий Георгиевич только пришел в "Ростов", нужен был сразу результат – мы больше играли на контратаках, от обороны. Сейчас же вы видите, что "Ростов" перестроился, они играют по-другому. Андрей Валерьевич здесь в "Астане" старается прививать больше позиционный атакующий футбол.
"Тамбов", "Ростов" и "Краснодар"
- "Тамбова" по итогам сезона в России не стало. Вы как-то говорили, что это родная для вас команда. Что вы почувствовали, когда узнали, что команды больше нет?
- Да, очень жаль, что пропадают команды, особенно те, которые играют в Высшей лиге. И так резко после сезона просто заканчивают игру - это очень печально на самом деле. Это уже не первая команда в России, которая прекращает свое существование. Значит нужно разбираться, как-то ужесточать правила заявки команд. Потому что вроде как находят бумаги, подтверждающие, что есть финансирование, а по итогу оказывается, что его никто не дает.
Очень жаль, что так происходит: потом страдают и футболисты - не получают зарплату, еще больше страдают администраторы, которые работают за небольшие деньги, часто далеко от семьи. Хотя они могут найти нормальную работу где-то в городе. Отдают всего себя клубу, а он потом исчезает. Мне очень жалко.
- Вам до сих пор должны деньги из "Тамбова"?
- Да, конечно.
- И что говорят?
- А что они могут сказать, если нет денег в клубе? (смеется). Я уже много раз слышал, что вот-вот и заплатят, но я смирился с тем, что денег своих я не увижу.
- Вараздат Ароян рассказывал мне, что писал жалобу в ФИФА, чтобы получить деньги. Но потом просили забрать ее, чтобы разморозили счета и клуб мог снять средства. Вы тоже писали такую жалобу?
- Я писал жалобу в РФС, поскольку гражданин России. Некоторые ребята успели получить какие-то деньги, но я под этот расчет не попал. Видимо поздно написал (улыбается).
- За какой срок вам должны деньги?
- Больше чем за полгода – месяцев семь, наверное.
- Когда в "Тамбове" играл Сергей Рыжиков, он обесцветил волосы. Вы там же тоже покрасились в блондина. Что-то особенное в "Тамбове" происходит?
- Наверное, в секту какую-ту попали (смеется). Шучу. Как раз был карантин – много разных мыслей. Я и налысо брился, и покраситься решил. Сильно значения этому не придаю – захотелось и захотелось.
- До "Тамбова" вы играли недолго за "Ростов". В одном из интервью вы сказали, что не сложились отношения с Валерием Карпиным. С чем это было связано?
- Поначалу, когда я приехал в команду, все было хорошо, мы неплохо ладили. Потом немного поменялись тренировки, я где-то что-то не понял в тактическом плане, и он, видимо, решил, что я не нужен ему или чего-то не понимаю. До сих пор не знаю, что было у него в голове. Он не подходил, не объяснял, я ничего не спрашивал – так и разошлись через пару месяцев.
- Вы также играли в свое время за "Краснодар-2". Чего, по-вашему, не хватает "Краснодару", чтобы сделать качественный шаг вперед?
- Я думаю, проблема в ментальности, не хватает устойчивости. Один матч проводят на высоком уровне, а потом проигрывают. Они выдавали неплохие матчи в Лиге чемпионов, но после них в чемпионате абсолютно провальные игры. У "Краснодара" - чемпионский состав по именам, они могут бороться за титул в России. Там вопрос не в том, что они не могут играть, больше проблемы в психологии или внутри команды.
Смена гражданства, "маленький Дубай" и страшные раздевалки
- Вы поменяли гражданство с молдавского на российское, чтобы играть в "Краснодаре-2" и не считаться легионером. Не жалеете об этом решении? Сейчас могли бы играть за сборную.
- Если говорить о том времени, то я не жалею о решении – я его сам принимал. Были люди, которые подталкивали к нему или были сторонниками этого решения, но его все равно принял я. Всегда хотел играть за сборную Молдавии, я с детства в ней играл, и за юношеские сборные играл. Я бы хотел сейчас играть за сборную, но уже не все так просто. Душой я всегда со сборной, смотрю все матчи, всегда переживаю.
К сожалению, такова жизнь. Не всегда только приятные моменты – некоторые люди до сих пор ко мне негативно относятся из-за того решения. Возможно, в будущем я все-таки сыграю за сборную Молдавии.
- Родные у вас живут в Молдавии?
В Приднестровье – можно сказать, что в Молдавии. Она сейчас часть Молдавии, так что я считаю, что в Молдавии, а все остальное – это уже политические моменты.
- Что вы знали о нашей стране до переезда в Казахстан?
- Честно, до переезда почти ничего не знал. Когда уже присоединился к "Астане" на сборах в Турции, начал немного узнавать. Друзья говорили, что Нур-Султан – это маленький Дубай. Хотелось приехать и все увидеть своими глазами. Здесь очень здорово, даже не ожидал, что так хорошо будет.
- Жена и дочка живет с вами в Нур-Султане?
- Да, они вместе со мной.
- Где любите бывать вместе с семьей?
- Мы часто в Мегу ездим, потому что там много детских заведений – дочке нравится.
- Было что-то, что удивило вас?
- Когда приехал в Нур-Султан, то тут хорошая арена, поле, раздевалки – все на высшем уровне. Когда начали ездить на выезды, то там уже много всего: где-то поля не очень, где-то раздевалки в плачевном состоянии. Это все сильно отстает от "Астаны". До приезда я думал, что футбольная инфраструктура в Казахстане гораздо лучше, чем есть на самом деле. Процентов 70 команд в Казахстане по уровню инфраструктуры – это уровень ФНЛ в России (вторая по значимости футбольная лига в России – Spuntik).
- Как оцениваете то, что вернулись фанаты на трибуны? Вы впервые играли при своих фанатах с "Жетысу". Как ощущения?
- Да если честно, непривычно было, уже забыли, как это при болельщиках играть. Мы привыкли, что везде без болельщиков - на тренировках, на играх, поэтому было как-то немножко волнительно. Но было очень приятно видеть болельщиков, их взгляды, крики слышать со стороны. Мы очень рады, что болельщики вернулись. Надеюсь, так и останется, и только будут увеличивать процент допуска фанатов на трибуны. Потому что каждый игрок тренируется для того, чтобы выйти на матч и увидеть болельщиков, подарить свои навыки, способности, показать свою игру. А когда трибуны пустые, это, конечно, немного другой вид спорта.
- Вы приехали в Казахстан с бэкграундом самого жёсткого игрока чемпионата России. У вас было рекордное количество красных карточек. В Казахстане сейчас у вас только две жёлтые карточки. Вы как-то пересмотрели свою игру или с чем связаны такие перемены? Или это потому что в "Тамбове" больше оборонялись, риск удалиться был выше?
- Наверное, вырос немного (улыбается). Когда игра повыше уровнем, то, естественно, ты больше устаешь. А когда ты больше устаешь, то уже голова не так думает, где-то, может быть, на усталости неадекватно реагировал. Потому что усталость бьет по всему телу и по психике - где-то бывали срывы, не только у меня, в команде тоже были срывы.
Мы много оборонялись, много бегали. Понятно, что где-то и игроки более резкие, где-то не успеваешь, где-то кого-то зацепишь – в России наказывали быстро за это. Поэтому так и получилось, что где-то прямые красные, где-то лишнее сказал и так далее. Сейчас не вижу смысла себя так вести, как раньше. Могу высказать судье, но уже не в такой форме. Да и зачем? "Астана" на первом месте - все хорошо. Агрессия не нужна (смеется).