АЛМАТЫ, 13 апр — Sputnik. Угонщики становятся изобретательнее и активно используют в своем криминальном промысле все более совершенствующиеся новые технологии. Именно благодаря им, а еще чрезмерной экономии некоторых автолюбителей на безопасности, многие противоугонные системы и GPS-трекеры теряют свою актуальность.
По словам полицейских Алматы, пандемия и временное закрытие города сыграли свою роль и в их работе: число угонов и краж автотранспортных средств резко сократилось. К примеру, если в 2019 году было зарегистрировано 190 фактов краж дорогостоящих авто для дальнейшей реализации, переправки их в другие страны, а также продажи на запчасти, то в 2020 году таковых было всего 75.
Тем не менее и этого числа оказалось достаточно для того, чтобы оперативникам не пришлось сидеть на месте. Ведь помимо краж дорогих иномарок, им ежедневно приходится раскрывать и угоны без цели хищения, то есть, грубо говоря, из хулиганских побуждений: кто хочет просто покататься, кто к любимой ночью доехать.
О тонкостях раскрытия угонов и краж автотранспорта, методах работы угонщиков, а также о том, как не остаться без железного коня, корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал начальник отдела по раскрытию автотранспортных преступлений управления криминальной полиции департамента полиции Алматы Вячеслав Пугачев.
Забывчивый автовладелец заявил об угоне в Балхаше
Куда пропадают дорогие авто
По словам оперативников, уже покупая авто, человек должен понимать, насколько велика вероятность того, что его новый железный конь может стать мишенью для угонщиков. В особенности этим вопросом должны озаботиться те, кто покупает дорогие иномарки.
Согласно статистике, чаще всего в Алматы крадут Mercedes CLK-200, Toyota Camry 50-55, Toyota Land Cruiser Prado и Lexus 570 и GX-460. Именно эти модели пользуются наибольшим спросом у обеспеченных казахстанцев. А спрос, как известно, всегда рождает предложение, притом не только в легальной продаже, но и на черном рынке.
При этом, говорят полицейские, далеко не факт, что угнанная в Алматы дорогая иномарка незамедлительно отправится за границу, к примеру, в соседний Кыргызстан. Не исключено, что через некоторое время она будет колесить в соседнем городе, просто с другим техпаспортом.
"Объясняется это тем, что, говорят же, Toyota – казахстанская машина. Ее легко продать. К примеру, у людей остаются техпаспорта от сгоревших машин, в ДТП попавших, которые не подлежат восстановлению. Под эти техпаспорта наклейки с VIN кодами заказывают. Сейчас же после угона не надо по железу перебивать номера агрегатов. Обращаются в рекламные агентства, наклейки заказывают, клеят. В некоторых машинах сейчас просто под стеклом один VIN-код стоит и все", - рассказывает Вячеслав Пугачев.
По его словам, из 75 фактов краж дорогостоящих иномарок, совершенных в Алматы в прошлом году, нераскрытыми остаются всего 13. Именно эти авто, по словам оперативников, и могли уйти за пределы Казахстана и быть легализованы за рубежом.
"Как правило, кражи дорогих иномарок совершаются ночью, когда их владельцы спят. К примеру, в два часа ночи угнали, до границы с Кыргызстаном им нужно два-три часа, чтобы доехать. Соответственно, когда хозяин в 7-8 утра просыпается, угонщики уже ищут где-нибудь на Черной речке брод либо уже пересекли границу", - уточняет Пугачев.
Полицейский не исключает того, что со временем удастся раскрыть и эти преступления, задерживая членов ОПГ, промышляющих угонами. Тогда владельцы авто получат своих железных коней назад. Если, конечно, преступники не решили просто разукомплектовать их и распродать по запасным частям на авторынках и авторазборах города, что, как показывает практика, тоже случается нередко.
Случайно попавший на фото автомобиль помог раскрыть угон в Костанае
Какие техсредства используют угонщики
Как отмечают полицейские, угонщики дорогих автомашин пристально следят за всеми техническими новинками, которые позволяют им с легкостью разбираться практически с любыми (за редким исключением) сигнализациями и GPS-трекерами. В Казахстан такие новинки поступают в основном из России и Украины.
Наиболее распространенная из них – код-граббер. Вскрыть с его помощью автомобиль, оснащенный недорогой сигнализацией, - дело нескольких минут, если не секунд. Именно по этой причине полицейские советуют не экономить на защите, чтобы не соответствовать поговорке, которая предупреждает о том, что скупой платит дважды.
"Вот пример. Мы покупаем фирменный смартфон. Он с коробкой, документами, IMEI-кодом. А есть китайские телефоны, где один IMEI на тысячу аппаратов. Вот у нас и сигнализации примерно такие продаются, которые подешевле. И вот для этих сигнализаций придумали устройство – код-граббер называется. При закрытии машины, оснащенной дешевой сигнализацией, устройство код ловит, и, если автозавод есть, то может даже завести машину. Потом достаточно ломачом (инструмент для взлома замка зажигания в автомашине) провернуть сердечник замка для ключа зажигания, чтобы руль не заклинило, и все, уезжают", - делится своими наблюдениями Вячеслав Пугачев.
Другое устройство с устрашающим названием "длинная рука" работает примерно по тому же принципу, но позволяет вскрывать машины с более сложными системами сигнализации. Это спецустройство, которое считывает сигнал с пульта собственника авто, но не в тот момент, когда он ее закрывает или открывает, а когда пульт находится в состоянии покоя.
"Обычно человек, заходя домой, кладет ключи от машины на полочку у дверей или вешает на крючок, или в кармане куртки оставляет. Тем временем один из злоумышленников проходит по подъезду со специальным устройством - ретранслятором, которое ловит постоянно идущий от пульта сигнализации (даже в состоянии покоя) сигнал. Второй стоит у машины. Считав сигнал с расстояния в пять-семь метров от места расположения пульта, первый передает его второму на приемник типа рации, машину вскрывают, заводят и угоняют", - объясняет алгоритм действия угонщиков начальник отдела по раскрытию автотранспортных преступлений.
Неудачная попытка угонов шести авто за ночь попала на видео в Нур-Султане
Некоторые угонщики предпочитают красть машины по более простым схемам, к примеру, с помощью порталов. При этом с учетом большого числа на улицах города камер наблюдения, передающих информацию в Центр оперативного управления городской полиции, некоторые из них проявляют настоящие чудеса конспирации.
Так, недавно по горячим следам полицейским удалось задержать мужчину, пытавшегося украсть иномарку с использованием пяти (!!!) порталов. Показав водителю эвакуатора, которые редко внимательно изучают документы, техпаспорт на машину, он сообщил, что авто сломалось и его нужно перевезти в один из микрорайонов, что и было сделано. Но, как выяснилось, это был лишь первый этап заранее продуманной многоходовки.
"Портальщик соглашается и везет машину из микрорайона Зердели в микрорайон Шанырак. Там после разгрузки на улице угонщик вызывает другой портал (эвакуатор) и из Шанырака везет в поселок Бесагаш. Оттуда еще на одном портале вывозит в третье место. Когда начали разбираться, выяснили, что у портальщиков в мессенджере свой чат есть. Благодаря ему нам удалось установить, кто и куда машину отвозил. Только после четвертого портала мы нашли место, где машина уже стояла. Там стали ждать, и приехал еще один портал. Проследили и уже при разгрузке машины всех задержали", - вспоминает Вячеслав Пугачев.
Пьяный иностранец угнал машину и совершил ДТП в Нур-Султане - видео
На вершине криминального искусства
По словам полицейских, среди ОПГ угонщиков им неоднократно приходилось встречать и суперпрофессионалов, которые специализируются исключительно на угонах автомашин премиум класса. Их техническое оснащение настолько продвинуто, что отыскать угнанную машину если не невозможно, то крайне сложно. Даже в том случае, если она буквально "нафарширована" противоугонными системами и GPS-трекерами. Особенно часто такие группы покушаются на дорогие иномарки, предоставляемые прокатными компаниями.
Зная, что фирмы, дающие премиум-автомобили напрокат, уже не раз сталкивались с угонами своих транспортных средств и вкладывают в их защиту солидные деньги, профессиональные угонщики с особой тщательностью подходят к каждому такому делу. Чтобы их было сложнее отследить, они не берут с собой даже мобильные телефоны. Наличие в приглянувшемся автомобиле GPS-трекеров, позволяющих определить местонахождение авто, для преступников тоже проблемой не является. Для того, чтобы нейтрализовать GPS, они используют так называемые "заглушки", которые подавляют передачу сигнала.
Одной зарядки такой заглушки хватает на трое-четверо суток. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы отогнать угнанную машину в отстойник (гараж, частный дом, СТО и так далее) и уже там, не спеша, с помощью специального сканера определить наличие в авто GPS-трекеров, извлечь их и уничтожить.
Автоугонщик вскрыл 11 машин с помощью линейки в Шымкенте
Тем не менее существуют средства защиты и от таких профессионалов криминального дела.
"У нас часто бывают случаи, когда прокатные машины "уходят". Вот случай из жизни. Гражданин Беларуси приехал, взял себе Lexus-570 напрокат, но в тот же день улетел по делам. Наши жулики угнали машину, увезли в отстойник, просканировали и нашли два трекера. Они были уверены, что машина абсолютно чиста, но просчитались. Там был еще один, его называют "спящий лев". Его настраивают так, чтобы он раз в три дня, к примеру, разовый сигнал подавал. Все остальное время он находится в нерабочем состоянии, и уловить его волны невозможно. Тогда именно благодаря этому трекеру мы машину нашли. Конечно, такая система стоит недешево. Но, говоря об очень дорогих машинах… В общем, скупой платит дважды", - рассказывает Вячеслав Пугачев.
Было бы желание
Несмотря на то, что угонщики постоянно совершенствуют технологии своей работы, полицейские уверяют, что эффективные средства защиты, позволяющие обезопасить свое авто, все же существуют, и их достаточно много. Это не обязательно дорогие сигнализации и прочие технологически продвинутые устройства. Спутать угонщикам планы могут вполне простые и всем давно известные механические средства защиты.
"Вот еще один реальный случай. Угонщики вскрыли машину Toyota Land Cruiser, там был push start, то есть завод машины с кнопки. Завели ее. А на коробке в машине была установлена механическая антиугонная система. В народе ее называют "штырь". То есть, прежде чем поехать, ты ключом должен коробку передач разблокировать. И они не смогли с ним справиться. Вероятно потому, что инструментов с собой не было, кроме технических устройств для угона. Они даже поранились, пока пытались коробку разблокировать. Но так и не смогли. Со злости заднее стекло разбили и ушли", - вспоминает Пугачев.
По его словам, даже такие механические противоугонные системы, как блокиратор руля или одной из педалей авто, практически гарантируют их хозяевам безопасность. В особенности это касается автомашин среднего класса. Угонщик, которому необходимо все провернуть в считанные секунды, не станет рисковать свободой и возиться с такими механизмами, рискуя быть застигнутым на месте преступления. Ему гораздо проще найти такую же машину, в которой не нужно будет терять время на устранение дополнительной защиты.
Четыре автомашины за один день угнал житель Караганды
Кстати, именно владельцам авто среднего класса полицейские советуют устанавливать на своих железных коней GPS-трекеры. Хотя бы по той причине, что чаще всего преступники, похищающие такие марки и модели, не обладают возможностью приобрести дорогие сканеры, способные обнаружить отслеживающее устройство в машине.
"Некоторые владельцы машин с push start-ом используют так называемые "метки". Что это? Они похожи на брелок или ключ от домофона. Ты его носишь всегда с собой. Когда садишься в машину, если забыл этот брелок, ни ключом, ни кнопкой она не заведется. Такая сигнализация, я думаю, может 100-150 тысяч тенге стоить. Другой вариант противоугонной системы – установка некоего известного только владельцу автомашины специального кода. То есть, прежде чем заводить машину, нужно проделать определенные манипуляции в четкой последовательности. Например, открыть окно и два раза нажать на поворотник. Пока этого не сделаешь, машина не заведется", - говорит Вячеслав Пугачев.
По словам оперативников, такой вид криминального промысла, как автоугоны, полностью искоренить вряд ли удастся, и противостояние полиции и преступников будет продолжаться всегда. При этом в полиции в очередной раз напоминают, что в этом противостоянии правоохранительным органам могут серьезно помочь сами автолюбители. Нет, полицейские не просят помощи в поисках преступников. Их просьба заключается лишь в том, чтобы каждый автовладелец более ответственно подходил к защите своего средства передвижения и не экономил на сигнализациях и противоугонных механизмах.