АЛМАТЫ, 4 апр — Sputnik. Власти Турции осудили письмо 103 отставных адмиралов в защиту конвенции Монтре.
Как пишет РИА Новости, турецкие адмиралы назвали конвенцию Монтре дипломатической победой Турции, восстановившей ее суверенные права на проливы Босфор и Дарданеллы.
Также они заявили о неприемлемости дискуссии о пересмотре этого соглашения в связи с проектом канала "Стамбул".
Кроме того, адмиралы пишут, что необходимо сохранить нынешнюю конституцию Турции на фоне призывов турецкого лидера Режепа Тайипа Эрдогана к разработке нового основного закона.
Казахстан и Турция совместно снимут исторический сериал
Помимо этого, они осудили отход руководства ВС Турции от заветов основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка.
На письмо адмиралов отреагировали высокопоставленные турецкие чиновники.
"Несколько отставных адмиралов написали "обращение". Пятая колонна тут же возбудилась. Кто вы такие? Знайте свое место! Наш народ уже показал 15 июля (2016 года) и друзьям, и врагам, как он справляется с переворотами", - написал глава департамента коммуникаций администрации президента Турции Фахреттин Алтун в Twitter.
Спикер парламента Турции Мустафа Шентоп также назвал письмо адмиралов "переворотом". По его словам, в то время как "идет сражение с врагами страны, есть невидимые отставники, которые сеют хаос с надуманной повесткой дня".
Турецкие холдинги готовы инвестировать в Казахстан 1 млрд долларов
В свою очередь, пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын выразил мнение, что отставные военные "выставили себя в жалком и смешном виде".
Обращение отставных адмиралов также осудили вице-президент Турции Фуат Октай, глава МВД Сулейман Сойлу, глава националистической партии национального движения Девлет Бахчели и несколько турецких министров.
Прокуратура Анкары сообщила, что начала проверку по факту публикации письма отставных адмиралов.
Ранее президент Турции Тайип Эрдоган говорил, что конвенция Монтре о режиме прохода судов через пролив Босфор не будет распространяться на проектируемый канал "Стамбул". При этом в МИД Турции говорили, что проект канала не направлен на отказ Турции от конвенции Монтре.
Посол РФ в Турции Алексей Ерхов отметил, что наличие или отсутствие дополнительной водной артерии в виде канала "Стамбул" между Черным и Мраморным морем не изменит международно-правовой режим конвенции.
Конвенция Монтре
Конвенция Монтре была принята 20 июля 1936 года. Она сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время.
Военные корабли нечерноморских стран ограничены в мирное время при проходе через проливы классом (легкие надводные корабли, малые боевые суда и вспомогательные суда) и общим тоннажем в момент прохода (15 тысяч тонн), a в отношении входа в Черное море, кроме того, — общим тоннажем одновременного пребывания в Черном море (30 тысяч тонн для всех нечерноморских держав, вместе взятых, с соответственным повышением этого лимита, но не свыше 45 тысяч тонн, в случае увеличения тоннажа самого сильного черноморского флота на 10 тысяч или больше тонн) и трёхнедельным сроком пребывания в Черном море.
Черноморские державы могут проводить через проливы в ряде случаев свои подводные лодки, а также крупные корабли без ограничения тоннажа при соблюдении определенных конвенцией условий.
Усиление НАТО в Черном море: союзники не желают идти ко дну "в пакете"
Конвенция Монтре заключена сроком на 20 лет и автоматически продлевается на очередные 20 лет при отсутствии денонсации со стороны государств, ее подписавших. Вступила в силу 9 ноября 1936 года и продолжает действовать в настоящее время.
Канал Стамбул
Канал Стамбул должен быть построен к 2023 году между Мраморным и Черным морями. Он будет проходить через город Стамбул. По задумке правительства Эрдогана, канал Стамбул должен стать альтернативой Босфору и, по ожиданиям экспертов, полностью возьмет на себя функции пропуска кораблей, а Босфор перестанет быть судоходным. Критики проекта считают, что этот канал может дать возможность Турции освободиться от обязательств, наложенных на нее конвенцией Монтре. То есть только Анкара сможет диктовать условия и давать разрешение транзитным судам, в том числе нефтяным танкерам.