НУР-СУЛТАН, 17 мар — Sputnik. Депутат мажилиса Азат Перуашев на пленарном заседании мажилиса раскритиковал топ-менеджеров крупных компаний, которые выписывают себе миллионные премии и тратят деньги налогоплательщиков на фитнес и спа.
При этом на практике законодательные пробелы выливаются в коррупционные схемы и скандалы. Перуашев указал, что при больших убытках менеджеры выписывают себе многомиллионные премии.
"Бюджеты нацкомпаний, их "дочек", различных РГП и ТОО при министерствах и акиматах, как, например, "СК Фармация", должны стать максимально прозрачными, включаться в республиканские и местные бюджеты, а их руководство - отчитываться перед обществом о расходах и достигнутых результатах. Считаем, что при прозрачном бюджете нацкомпаний не могли бы происходить такие вещи, как выплата миллионных премий в "СК Фармации", провалившей работу и ответственной за гибель людей из-за нехватки лекарств в пандемию. Или другой пример, когда госпредприятие оплачивает 40 миллионов тенге из карманов налогоплательщиков на фитнес и спа-процедуры менеджерам. И это только факты, получившие огласку", - сказал депутат.
Мажилисмен также отметил, что проект закона опирается на положительный опыт фонда "Самрук-Казына", где в последние годы предпринимается немало усилий в поддержку отечественного бизнеса и вырабатываются новые подходы, однако документ требует доработки по ряду важных моментов.
Когда нужна поддержка, средний бизнес словно "пасынок" государству - Перуашев
Он уточнил, что документ содержит 18 статей общего характера, носит рамочный характер и подразумевает, что нацкомпании и нацхолдинги будут руководствоваться не только законом, но и собственными правилами закупок.
Законопроект охватывает не весь квазигоссектор, а лишь нацхолдинги, нацкомпании и Социально- предпринимательскую корпорацию (СПК). За его рамками остаются различные РГП, ТОО при центральных и местных госорганов, которые регулируются законом о госзакупках.
"Очень своеобразно разработчик трактует такой важный момент, как контроль за закупками. Предусмотрено, что нацкомпании определяют порядок работы централизованной службы за закупками. То есть Минфин хочет, чтобы порядок – что можно контролировать, а что нет – определяли сами контролируемые. Очень странная логика. Учитывая высокие коррупционные риски в этой сфере, а также миллиардные суммы сделок, такой подход напоминает басню, как лисе дать охранять курятник", – добавил парламентарий.
Лидер фракции "Ак жол" подчеркнул, что, исходя из опыта, такой подход не устраивает депутатов, поэтому фракция настаивает, чтобы порядок контроля нацкомпаний определяли не они сами, а независимая от них централизованная служба или госаудит, так как эти субъекты распоряжаются государственными деньгами.
После обсуждения норм законопроекта депутаты одобрили документ в первом чтении с условием доработать отдельные пункты до второго чтения.
Что меняет новый закон о закупках
Министр финансов Казахстана Ерулан Жамаубаев сообщил, что сейчас закупки квазигосударственного сектора регулируются разными нормативно-правовыми актами в зависимости от принадлежности.
К примеру, закупки фонда "Самрук-Казына" регулируются законом "О Фонде национального благосостояния" и правилами закупок, утвержденными советом директоров фонда.
Закупки единого дистрибьютора ТОО "СК-Фармация" и медицинских организаций, закупающих лекарственные средства за счет ГОБМП, регулируются Кодексом о здоровье и правилами закупок лекарственных средств.
Разработанным законопроектом предлагается регулировать закупки фонда "Самрук-Казына" и иных национальных холдингов и национальных компаний. Таким образом, законопроектом будут охвачены более 250 национальных компаний с учетом их дочерних организаций на сумму порядка 3,4 триллиона тенге.
При этом регулирование закупок государственных предприятий, АО, ТОО при центральных и местных исполнительных органах предлагается сохранить в рамках закона "О государственных закупках".
В последующем будет рассмотрен вопрос регулирования всех субъектов квазигосударственного сектора в рамках единого закона.
Законопроект предусматривает следующие основные подходы.
– базовые положения, касающиеся сферы действия закона, принципов, ограничений, способов, контроля и обжалования, закрепляются на уровне Закона, которые являются едиными для субъектов квазигосударственного сектора;
– нормы, детализирующие процесс проведения закупок, предлагается регламентировать на уровне правил;
При этом утверждение правил закупок фонда "Самрук-Казына" предлагается сохранить в ведении фонда по согласованию с Минфином.
"Это обусловлено спецификой деятельности фонда и его статуса, а также необходимостью сохранения инвестиционной привлекательности компаний Фонда при проведении IPO и иных формах приватизации. Кроме того, гибкое регулирование закупок национальных управляющих холдингов и национальных компании обоснованно тем, что у них разные цели и направления деятельности", – пояснил глава Минфина.
Жамаубаев пояснил, что в целом принятие законопроекта позволит повысить прозрачность, эффективность закупок субъектов квазигосударственного сектора и снизить коррупционные риски в этой сфере.