МОСКВА, 8 мар — Sputnik. Молодежный образовательный форум "Территория смыслов", День России и фестивали в усадьбе "Царицыно". Эти мероприятия давно на слуху у многих даже за пределами России. Одним из организаторов этих мероприятий стала уроженка Алматы Камиля Байдильдина.
Восьмого марта она делится своей историей успеха с агентством Sputnik Казахстан, а также рассказывает, чему ее научил Иосиф Кобзон и как национальное самосознание помогает строить карьеру в Москве.
Мечтала стать министром культуры
Камиля Байдильдина – заместитель генерального директора по развитию музея-заповедника "Царицыно". Интервью в ее кабинете то и дело прерывается звонками. В тот день в Москве прошли аномальные снегопады, и Камиля уточняет, как продвигается уборка дорог на территории парка.
"В детстве мечтала стать юристом, как мой двоюродный дедушка, и не представляла, что когда-нибудь уеду из Алматы", - говорит Камиля.
В юности мечты о карьере в юриспруденции превратились в более грандиозные планы - стать министром культуры Казахстана. Чтобы достичь своей цели, девушка выучилась на театроведа в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и устроилась работать в Немецкий драматический театр Алматы.
"Это был самый расцвет Немецкого театра – туда пришли все молодые, с горящими глазами, сумасшедшими идеями и желанием учиться, - вспоминает Камиля. – Чтобы общаться с партнерами из Германии, нужно было выучить немецкий язык, и в рамках повышения квалификации мне предложили поехать на три месяца в Мюнхен. И тут параллельно возникает возможность уехать в Москву – я как раз подала заявку на обучение в магистратуре. Я долго думала, что выбрать, и в итоге улетела в Мюнхен. Решила: Германия – это первая заграница, а до Москвы я еще доеду".
Путь в Москву
До российской столицы Камиля действительно доехала - и даже быстрее, чем могла себе представить.
"После Мюнхена я по рекомендации близкой подруги устроилась на работу в министерство культуры, спорта и молодежной политики Казахстана, - рассказывает она. - Около года руководила отделом культурно-досуговых программ, и тут мне позвонили из магистратуры Высшей школы социально-экономических наук при РАНХиГС".
Камиле сообщили, что ее заявку рассмотрели повторно и ждут в Москве на занятиях. На этот раз девушка решила ехать.
"Мой руководитель тогда сразу сказал: "Ты не вернешься!" А я была настолько уверена, что вернусь, что поспорила с ним на ящик коньяка", - смеется она.
Спор был проигран.
"Еще в магистратуре я вышла на работу в Российский национальный оркестр, а потом в аэропорту "Домодедово" познакомилась со своим будущим мужем, - рассказывает она. – Роман, как и я, летел в Алматы навестить семью. Оказалось, что в детстве мы жили в трех кварталах друг от друга, более того, Роман был одноклассником моей двоюродной сестры!"
Эта встреча и привела к тому, что Камиля осталась в Москве.
"Как видите, все получилось без препятствий, - говорит она. - Я знаю, что есть истории, когда на родине человек был светилом, а потом переехал в Москву, и все приходилось начинать с нуля. Но сейчас, мне кажется, в Москву люди приезжают с конкретными целями – за обучением или по приглашению на работу. И процент такого осознанного переезда будет только расти, учитывая, сколько молодых людей сейчас учатся в России. Я думаю, мы будем все чаще слышать истории успеха".
Врач-казашка станцевала "Кара жорга", чтобы подбодрить пациентов в Ухане
О вкладе в нацполитику России и песне Абая на ВДНХ
Мнение Камили Байдильдиной можно считать экспертным. В 2013 году ее пригласили на должность начальника одного из управлений в департаменте культуры Москвы, а еще через два года – в Федеральное агентство по делам национальностей.
"Агентство тогда только создавалось, все приходилось создавать фактически с нуля, и мы придумывали новые форматы мероприятий, - говорит Камиля. - Нам удалось реализовать очень классные проекты – это смена "Многонациональная Россия" в Артеке, программа на молодежном форуме "Территория смыслов" и многие другие".
Однако самым значимым для себя проектом Камиля считает празднование Дня России на ВДНХ.
"Мы хотели показать, что Россия – такой плавильный котел, где каждый этнос, привнося что-то свое, делает эту страну уникальной, - поясняет она. – Пригласили звезд разных национальностей сняться в фотосессии в национальных костюмах. Эти фотографии потом разместили на главной аллее ВДНХ. В проекте участвовали Анита Цой, Камиль Ларин, многие другие артисты. А от казахов в финале концерта прозвучала песня "Айттым сәлем, Қаламқас". Ее исполнял Максим Пастер, и когда он пел, я плакала, потому что, только представьте, - по всей территории ВДНХ разливается казахская песня".
Интерактив: найди казашку в главном фонтане ВДНХ
"Люблю Москву, но не забываю корни"
В 2017 году Камиле Байдильдиной вновь предложили сменить работу – на этот раз присоединиться к команде музея-заповедника "Царицыно".
"Меня позвала гендиректор Елизавета Фокина - человек, с которым мы много проектов сделали вместе, - рассказывает Камиля. – Я отвечаю за развитие музея-заповедника, в том числе за организацию торговли, мероприятий, производство сувенирной продукции и формирование новой культуры питания. Раньше здесь не было ресторанов, и люди спрашивали: "А где поесть-то у вас можно?"
При этом, подчеркивает Камиля, важно было не превратить "Царицыно" в сугубо торговую площадку.
"Нам это удалось: мы гармонично совмещаем функции парка и музея, - говорит она. – Например, создаем имиджевые мероприятия – концерты классической музыки в формате open-air, фестиваль исторических садов и выставки гобеленов, где некоторые работы представлены прямо в парке, как инсталляции. Кстати, гобелены демонстрируют и казахстанские авторы".
Идти и думать о своем: казахстанка совершила пеший поход по России
Каждый из этих проектов - это огромный объем работы, но Камиле Байдильдиной не привыкать.
"У меня мама – музыкант, а папа – спортсмен, поэтому я ходила и в музыкальную школу, и занималась спортом, словом, всегда была занята. А еще была в музее одна история, которая меня потрясла, - рассказывает собеседница Sputnik. - Несколько лет назад мы пригласили в "Царицыно" Иосифа Кобзона с супругой – их должны были наградить как выдающуюся супружескую пару, а Иосиф Давыдович должен был спеть. И вот церемония идет, а он стоит. Я спрашиваю: "Почему же вы не садитесь?" А он отвечает: "Я не могу. Я в концертных брюках. Я не могу их помять, я же на сцену выйду".
Для Камили этот принцип стал мерилом личности.
"Надо всегда уметь держать марку, - рассуждает она. - Я люблю свою работу и за все эти годы никогда не чувствовала дискриминации, притеснения, наоборот, только повышенный интерес к себе. Но для меня это ответственность. Я думаю всегда: я здесь представляю свою нацию. И у сына казахское самосознание проявляется: когда он был маленьким, думал, что мы с мужем – оба казахи, потому что у нас на каждый праздник бешбармак, манты, мы Наурыз празднуем. В общем, восточный характер никуда не денешь".