22 года - такой срок в колонии отмерил Павлодарский областной суд 44-летнему павлодарцу, долгое время скрывавшемуся от наказания. Так печально завершилась криминальная одиссея бывшего известного спортсмена и тренера, специалиста по ушу и рукопашному бою.
Два его подельника получили по 20 лет лишения свободы каждый.
Странные "Жигули"
Утром одного из последних дней 2002-го года дорожный полицейский Кажибеков, дежуривший около павлодарского православного собора, засек неуверенно двигавшийся "жигуленок" и подумал, что водитель его может быть пьян.
Он поднял жезл, но легковушка нагло проигнорировала требование патрульного остановиться. Наоборот - прибавила скорость. Полицейский прыгнул в свой автомобиль и рванул за нарушителем. Попетляв по дворам, "Жигуленок" в конце концов влетел в арку и застрял в снегу. Из него выскочили трое мужчин и бросились в разные стороны. Кажибеков побежал за одним из них, видимо, со страху нырнувшим в подъезд, и настиг его. Завязалась драка. Беглец неожиданно выхватил пистолет и, направив его на преследователя, спустил курок. К счастью, оружие дало осечку, и полицейскому удалось скрутить преступника. Им оказался неработающий павлодарец Виктор Градов, в далеком прошлом - сотрудник уголовного розыска, уволенный по "отрицаловке". К сожалению, двум его приятелям удалось скрыться.
Когда полицейские осмотрели машину, стало понятно, почему сидевшие в ней не подчинились патрульному. В багажнике машины лежал труп владельца "Жигулей" с пластиковым пакетом на голове.
Вскоре были установлены личности двух других подозреваемых в этом убийстве - павлодарцев Семена Крутова и Степана Алиева. Одновременно выяснилось, что в салоне вместе с преступниками находилась женщина, которой, скорее всего, суждено было разделить печальную участь владельца автомашины, если бы не вмешательство дорожного полицейского.
Криминальный план
…Трое приятелей, работавших раньше вместе в службе охраны одного из павлодарских рынков, решили разбогатеть с помощью разбоя. Объектом для нападения выбрали женщину, занимавшуюся обменом валюты. Поскольку один из них раньше был оперативником, "разрабатывали" ее профессионально. Навели справки и узнали, что живет она в квартире одна, с щенком-ротвейлером, что в городе у нее нет родственников. Установили за женщиной наружное наблюдение. Вначале хотели совершить налет на квартиру, но, когда подошли к двери, ротвейлер, почуяв незнакомых, стал лаять. Опасаясь, что собака поднимет на ноги весь подъезд, злоумышленники изменили план. Решили вывезти хозяйку вместе с собакой куда-нибудь в безлюдное место и забрать у нее ключи от квартиры. Для этого нужна была автомашина, которую тоже решили добыть разбоем.
Приготовив заранее две маски, гвоздодер, нож, пистолет и кусок бельевой веревки, они ранним утром остановили приглянувшиеся им "Жигули", попросив водителя подвезти их до набережной Иртыша. Там неожиданно напали на него. Крутов накинул владельцу машины веревку на шею и стал душить. Но мужчина, будучи физически сильным, стал сопротивляться, и тогда на помощь своему подельнику пришел Градов. Вскоре водитель затих. Убийцы обшарили его карманы, забрали 3 500 тенге, перочинный ножик, кожаную фуражку и амулет. Бросив тело жертвы в багажник "Жигулей", они поехали на его машине на захват валютчицы, зная, что она в это время прогуливает собаку в парке.
Подошедший к женщине Градов предъявил старое удостоверение охранно-сыскного бюро, в котором работал несколько лет назад, и, представившись сотрудником полиции, заявил, что какая-то собака покусала здесь девочку, поэтому необходимо для проверки ротвейлера проехать в отделение. Ничего не подозревающая хозяйка собаки вместе со своим четвероногим другом села в машину. То, что эти люди не полицейские, поняла только тогда, когда они не остановились на требование патрульного.
Стрельба по полицейским
Вскоре вслед за Виктором Градовым был задержан еще один из налетчиков - Семен Крутов. И лишь Степан Алиев, объявленный в розыск, все еще оставался на свободе, представляя серьезную опасность для окружающих. До этого он работал тренером по рукопашному бою и физически был хорошо подготовлен. Кроме того, как выяснится позже, скрываясь от полицейских, он купил пистолет Макарова с восемью патронами к нему. Чтобы не быть узнанным, выходя на улицу, гримировался под старичка - наклеивал бороду, усы, надевал очки с толстыми линзами и ходил, опираясь на палочку.
Но в один из сентябрьских дней 2003 года группа розыска узнала Алиева, заходящего в магазин, и последовала за ним. Там двое оперативников и попытались его задержать. Но он вырвался и бросился бежать по улице, хотя преследователи кричали ему, что они из полиции. А затем, развернувшись, дважды выстрелил в стражей порядка, ранив их обоих, и скрылся. Произошло это на виду многих горожан, но никто, естественно, не решился остановить человека с пистолетом. К счастью, оба опера остались живы, но одному из них долго пришлось пролежать на больничной койке.
Экспертиза пуль, которыми были ранены стражи порядка, позволила сделать вывод о причастности Степана Алиева к еще одному тяжкому преступлению. Было установлено, что из этого оружия весной 2003 года стреляли в мужчину, занимавшегося обменом валюты на одном из павлодарских рынков. Тогда, сев к нему в машину, преступник попытался продать пистолет Макарова с патронами. Между ними возникла перебранка из-за цены, и валютчик, схватив пистолет, потянул его на себя. В это время прогремел выстрел. Пуля прошила валютчику грудь, после чего продавец скрылся вместе с пистолетом. Пострадавшего, благодаря вовремя оказанной помощи, удалось спасти.
Повязали!
Но круг поисков преступника сужался. В один из январских дней 2004 года два оперативника на территории детской спортивной школы вновь узнали в прихрамывающем старичке находящегося в розыске Степана Алиева и последовали за ним. Обнаружив преследование, тот попытался убежать. Полицейские сделали предупредительные выстрелы вверх, а затем, когда преследуемый направил на них пистолет, один из оперов успел нажать на курок первым и прострелил ему плечо. "Старичок" упал и выкинул пистолет на землю. Применение оружия полицейскими было признано правомерным.
В мае 2004 года Павлодарский областной суд отмерил Степану Алиеву 22 года лишения свободы в колонии строгого режима. Четырьмя месяцами раньше его подельники - Семен Крутов и Виктор Градов - получили по 20 лет несвободы.
(Имена и фамилии преступников изменены).