Фотограф снимает последствия погромов в Алматы  - Sputnik Казахстан, 1920, 02.02.2022
Фото
События в мире и Казахстане в объективе фотографов

Астана LRT: "золотая" дорога в никуда - фото скандального долгостроя

Подписаться
Проект Астана LRT, родившийся в середине 2000-х, и сегодня, спустя полтора десятилетия, остается памятником коррупции и безответственности

Об идее создания ЛРТ в Астане всерьез заговорили еще в 2005 году - тогда акимат столицы под руководством главы города Умирзака Шукеева принял программу "Новая транспортная система Астаны".

Вице-премьер рассказал, за чей счет завершат строительство LRT в столице

С этого времени утекло много времени и денег, в столице сменились семь акимов: Шукеев, Мамин, Тасмагамбетов, Джаксыбеков, Исекешев, Султанов, Кульгинов. Сменились и несколько генеральных подрядчиков проекта.

Сменился президент страны: вместо Нурсултана Назарбаева теперь руководит Касым-Жомарт Токаев.

Сама столица поменяла название с Астаны на Нур-Султан. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Жителей и гостей столицы и сегодня ужасают недостроенные конструкции того, что должно было стать частью "умного города".

Трамвай будущего: каким видели наземный транспорт LRT

И уже мало кто помнит, что кардинальным образом менялся даже сам проект ЛРТ: ведь изначально его планировали провести от вокзала густонаселенного правого берега к центру города, однако в 2011 году передумали и решили тянуть от аэропорта на левом берегу. Этот вариант стал популярным во многом и потому, что с 2012 года Казахстан начал готовиться к выставке "ЭКСПО-2017". И он же оказался в конечном итоге абсолютно нерентабельным.

Строить нельзя отказаться

Президент Касым-Жомарт Токаев жестко раскритиковал проект из-за дороговизны и нерентабельности. Практически сразу после инаугурации глава государства отметил, что прогнозы пассажиропотока - примерно 150 тысяч человек в сутки - слишком оптимистичны и отличаются от сегодняшнего трафика в 70 раз.  

В Нур-Султане не будут демонтировать опоры линии LRT

Счетный комитет, проанализировав аудиторское заключение финансово-хозяйственной деятельности City Transportation Systems (название ТОО "Астана LRT" после ребрендинга - Sputnik), поднял вопрос о целесообразности продолжения строительства. Эксперты Счетного комитета подчеркнули, что проект вряд ли окупится, а его эксплуатация тяжелым бременем ляжет на бюджет столицы.

Стоимость завершения проекта составит более 1,3 миллиарда долларов.

О судьбе LRT высказались в Нур-Султане

Городские власти позднее утвердили схему финансирования, согласно которой на казахстанском внутреннем рынке были размещены облигации проекта. Объем облигационного займа составил 1,5 миллиарда долларов. Облигации на 400 миллионов долларов под гарантию министерства финансов Казахстана приобрел Народный банк. 

На отчетной встрече в феврале 2021 года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов признал: "Да, на самом деле все эти строения, которые остались, не красят облик города". Градоначальник заверил жителей, что работа по привлечению средств, приостановленная на время пандемии, продолжается, и многострадальное наземное метро все-таки планируется достроить. Правда, о каких сроках и объемах идет речь, Кульгинов рассказать не смог. 

А воз и ныне там... 

Более пятнадцати лет прошло после того, как был разработан проект легкорельсового транспорта для казахстанской столицы. Отметим, что первоначально общая длина путей должна была составить около 60 километров, но после поправок значительно сократилась - в проекте 2019 года протяженность линии LRT не превышает 22 километров, на которых запланированы 11 станций, соединяющих аэропорт, часть Левобережья в районе Абу-Даби Плаза с новым железнодорожным вокзалом "Нурлы жол". 

По этому маршруту и стоят недостроенные железобетонные конструкции, создающие постапокалиптический пейзаж в Нур-Султане. 

Как за три года проложили железную дорогу из Сибири в Туркестан

Если говорить о сроках и километрах, то более 90 лет назад в Казахстане за три года построили 1 145 километров легендарного Турксиба. Это при том, что казахстанцы прокладывали рельсы через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески, противостоя пронизывающим ветрам и бешеному перепаду температур, практически без техники, вручную.

На третьем десятке третьего тысячелетия новая столица страны уже несколько лет изуродована железобетонными опорами, которые постепенно разрушаются, мешают развитию дорог и раздражают жителей...

© Sputnik / Владислав ВодневЗдесь должен был пройти маршрут Astana LightRailtransport - наземного метро, строительство которого стартовало в 2011 году.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
1/14
Здесь должен был пройти маршрут Astana LightRailtransport - наземного метро, строительство которого стартовало в 2011 году.
© Sputnik / Владислав ВодневПервоначально общая длина рельсов должна была превысить 60 километров. Планировалось, что новый вид транспорта соединит "старые" правобережные районы города с Левобережьем.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
2/14
Первоначально общая длина рельсов должна была превысить 60 километров. Планировалось, что новый вид транспорта соединит "старые" правобережные районы города с Левобережьем.
© Sputnik / Владислав ВодневОфициальная оценочная стоимость проектно-сметной документации проекта, по данным Минфина, составляла 2,6 миллиарда тенге, тогда как компания заключила договоры на сумму в 4,2 миллиарда тенге.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
3/14
Официальная оценочная стоимость проектно-сметной документации проекта, по данным Минфина, составляла 2,6 миллиарда тенге, тогда как компания заключила договоры на сумму в 4,2 миллиарда тенге.
© Sputnik / Владислав ВодневНа закате конструкции Astana LRT напоминают картинки постапокалипсиса - техногенной катастрофы, оставившей лишь развалины.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
4/14
На закате конструкции Astana LRT напоминают картинки постапокалипсиса - техногенной катастрофы, оставившей лишь развалины.
© Sputnik / Владислав ВодневДля безопасности некоторые участки с опорами огорожены, что добавляет нагрузки на транспортную систему города.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
5/14
Для безопасности некоторые участки с опорами огорожены, что добавляет нагрузки на транспортную систему города.
© Sputnik / Владислав ВодневПохоже, что Астана LRT никогда не стать действительно эффективным транспортом в Нур-Султане, даже когда его достроят.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
6/14
Похоже, что Астана LRT никогда не стать действительно эффективным транспортом в Нур-Султане, даже когда его достроят.
© Sputnik / Владислав ВодневЗдесь должен был пролегать "второй ярус" общественного транспорта, который должен был разгрузить дороги столицы.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
7/14
Здесь должен был пролегать "второй ярус" общественного транспорта, который должен был разгрузить дороги столицы.
© Sputnik / Владислав ВодневВместо того, чтобы облегчить горожанам путь на работу и с работы, скандальный долгострой сделал улицы города, которые уже не справляются с количеством автомашин, еще более узкими.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
8/14
Вместо того, чтобы облегчить горожанам путь на работу и с работы, скандальный долгострой сделал улицы города, которые уже не справляются с количеством автомашин, еще более узкими.
© Sputnik / Владислав ВодневЗдесь должна была быть станция наземного метро Астана LRT. Самое высокое здание города вынуждено содержать недостроенную платформу несуществующей дороги.
Выход на платформу для проекта Астана LRT - Sputnik Казахстан
9/14
Здесь должна была быть станция наземного метро Астана LRT. Самое высокое здание города вынуждено содержать недостроенную платформу несуществующей дороги.
© Sputnik / Владислав ВодневВидимо, для того, чтобы астанчане и гости столицы потенциально могли любоваться видами, опоры проекта Астана LRT проходят мимо строительства мечети, которая, по замыслу создателей, должна стать крупнейшей в Центральной Азии.
Опоры проекта Астана LRT  - Sputnik Казахстан
10/14
Видимо, для того, чтобы астанчане и гости столицы потенциально могли любоваться видами, опоры проекта Астана LRT проходят мимо строительства мечети, которая, по замыслу создателей, должна стать крупнейшей в Центральной Азии.
© Sputnik / Владислав ВодневПробки рядом с опорами проекта Астана LRT уже стали привычным явлением в Нур-Султане.
Опоры проекта Астана LRT - Sputnik Казахстан
11/14
Пробки рядом с опорами проекта Астана LRT уже стали привычным явлением в Нур-Султане.
© Sputnik / Владислав ВодневАким города Алтай Кульгинов признал, что эти объекты "не красят облик города".
Опоры проекта Астана LRT - Sputnik Казахстан
12/14
Аким города Алтай Кульгинов признал, что эти объекты "не красят облик города".
© Sputnik / Владислав ВодневНедостроенные и уже полуразрушенные бетонные опоры проекта Астана LRT вызывают негодование горожан.
Недостроенные бетонные опоры проекта Астана LRT - Sputnik Казахстан
13/14
Недостроенные и уже полуразрушенные бетонные опоры проекта Астана LRT вызывают негодование горожан.
© Sputnik / Владислав ВодневКогда скандальный проект Astana LRT перестанет быть "золотой" дорогой в никуда - пока неизвестно.
Опоры Astana LRT - Sputnik Казахстан
14/14
Когда скандальный проект Astana LRT перестанет быть "золотой" дорогой в никуда - пока неизвестно.
Лента новостей
0