«Обучение Адемоки», 2021
Режиссер: Адильхан Ержанов
Фильм создан по заказу Министерства культуры Республики Казахстан. Картина уже объявлена лучшим азиатским фильмом на фестивале в Таллине. Сценарий написал сам Ержанов, а продюсерами выступили Алмат Масалим, Серик Абишев и Ольга Хлащева. В качестве оператора-постановщика был приглашен один из самых известных казахстанских операторов Азамат Дулатов, который снимал «Тараз» и «Лифт» Нуртаса Адамбая и фильм «Она» Акана Сатаева. Главная роль досталась юной актрисе Адеме Ержановой. Она сыграла нелегальную мигрантку Адемоки, которая живет в Казахстане и вынуждена попрошайничать, чтобы выжить. При этом она одаренная и талантливая девочка, и ее мечта — учиться. Ее нелегальный статус и отсутствие гражданства становятся непреодолимым препятствием.
Где искать: в программе Таллинского фестиваля азиатских фильмов «Темные ночи»
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Пусть будет девочка», 2021–2022
Режиссер: Катя Суворова
Долгожданная четвертая полнометражная работа одного из ведущих казахстанских документалистов Кати Суворовой исследует многовековую казахскую традицию давать дочерям такие имена, чтобы в следующий раз родился сын. Улжан («Душа мальчика»), Улбала («Ребенок мальчика»), Ултуар («Рождение мальчика») и Улболсын («Пусть будет мальчик») — распространенные имена даже сейчас: дети мужского пола все еще ценятся в Казахстане выше. Фильм рассказывает о нескольких казахских женщинах, названных по этой традиции, через их повседневную жизнь: одна принимает решение изменить свое имя, другая рассказывает историю своего похищения и последующего принудительного брака. Фильм — про борьбу женщин с собственными противоречиями: были ли они рождены, чтобы стать несчастьем своих родителей или личностями с собственной силой и целью? Это разговор о свободе воли и о том, в какой степени мы сами определяем свою собственную судьбу.
Где искать: следить за обновлениями киностудии «Тихий свет» в Instagram. Продюсерская команда активно ищет партнеров по производству и дистрибуции картины.
«Плач великой степи» / «Ұлы дала зары», 2020
Режиссер: Марина Кунарова
Фильм о казахском голоде и исследовании геноцида коренного населения обширной степи Казахстана. Голод едва не уничтожил казахов — эксперты называют потери до 2 миллионов человек — и навсегда разрушил их кочевой образ жизни. Плачущая степь впервые переносит эту трагедию на большой экран глазами казахского охотника на орлов Турара и его жены Нурии, яростно защищающей своих троих детей. Фильм номинирован на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».
Где искать: в программе кинофестиваля Asian World Film Festival
«Добро пожаловать в США», 2019
Режиссер: Асель Аушакимова
Фильм — окно в реальность постсоветской страны, где ежегодный отток граждан в десять раз больше, чем естественный прирост населения. 36-летняя Алия выиграла лотерею Green Card и получила визу в Америку. Пока она готовится к иммиграции, люди и обстоятельства усложняют ее чувство оставления Казахстана — своего дома. С точки зрения экономики и лучшей жизни ехать необходимо, но несчастье родной сестры и проблемы подруги тянут назад. Фильм-наблюдение над природой чувства чужеродности в собственной стране.
Где искать: в программе кинофестиваля MIX Copenhagen Film Festival
«Районы», 2016
Режиссер: Акан Сатаев
Один из самых популярных казахстанских художественных фильмов последних лет: история о выживании 16-летнего мальчика, который попадает в андеграунд Алма-Аты, тогдашней столицы Казахской ССР. Пока Арсен пробует секс, наркотики и советский рок-н-ролл, зритель с экрана очаровывается красотой прекрасного города на краю горного хребта Алатау. Фильм награжден за лучшую операторскую работу на Азиатском кинофестивале 2017 года в Барселоне.
Где искать: на YouTube
«Игла», 1988
Режиссер: Рашид Нугманов / Rashid Nugmanov
Возможно, самый знаменитый фильм казахской «новой волны». В главной роли Виктор Цой: его герой Моро едет в Алма-Ату, где встречается со своей старинной подругой Мариной, которая, как он обнаруживает, стала жертвой эпидемии героина, которая позже прокатилась по всем постсоветским республикам. Попытки Моро спасти Марину ведут через весь Казахстан к Аральскому морю: в фильме впервые затрагивается проблема экологической катастрофы в его водах. «Игла» — символ потерянной молодости подростков Казахстана, которые так и не дождались светлого будущего, обещанного так и не случившейся перестройкой.
Где искать: на YouTube