НУР-СУЛТАН, 24 дек — Sputnik. Букинистические магазины уходят в историю, как бы ни было это печально. Вот и в Алматы их осталось так мало, что пересчитать можно по пальцам одной руки. Оно и понятно: выжить сегодня, продавая подержанные книги, действительно сложно. Но, как показывают отдельные случаи, возможно.
Лестница в другой мир
Уютный подвальчик, расположенный в одном из домов в самом центре старого Алматы, человеку несведущему найти сложно. О том, что здесь расположен один из немногих букинистических магазинов, можно узнать, только порывшись предварительно в соцсетях: неброская вывеска, указывающая на его существование, есть только со двора.
Десять шагов вниз по лестнице, скрип массивной железной двери - и ты попадаешь в совершенно иной мир, не похожий на тот, что остался там, наверху, с сотнями гаджетов и прочих прелестей современности.
Первое, что словно переносит тебя на десятилетия назад, - ни с чем не сравнимый запах, который буквально бьет в голову: запах старых книжных страниц. Особенно хорошо он знаком тем, кто держал или до сих пор держит дома большие библиотеки.
Между книжными полками от пола до потолка, со всех сторон нависающими над тобой, без проблем сможет пройти только хрупкая девушка. Мне, как человеку, не замороченному диетами, потребовалось подключить все свое умение лавировать в ограниченных пространствах, чтобы попасть вглубь помещения. Именно здесь нас и встретила радушная и очень приветливая хозяйка букинистического магазина Ксения Роменская-Шахворостова.
Выжить в трудное время
История этого букинистического магазина берет начало с 2001 года. Именно тогда отец Ксении, Игорь Викторович Роменской, совершенно неожиданно для близких решил открыть свою точку по покупке и продаже подержанных книг.
"Началось все с необъятной любви моего отца к книгам в 2001 году. Изначально он открыл небольшой магазинчик-букинист в пешеходном переходе на Гоголя - Абылай хана. У отца любовь к книгам с самого детства. По профессиональной деятельности никакого пересечения с книгами у него не было. А идея открыть букинистический магазин пришла к нему спонтанно потому, что он очень хорошо разбирается в винтажной, букинистической книге", - вспоминает Ксения.
За долгие годы существования букинистический магазин Игоря Роменского "оброс" постоянными клиентами, появились стабильные источники пополнения коллекции. Все шло хорошо до тех пор, пока городские власти не решили реконструировать подземные переходы в центре города и не закрыли в них торговые точки. Пришлось искать новое место. Так букинист переехал в новое место, где находится до сих пор.
По словам Ксении, именно этот период для бизнеса, к тому моменту ставшего уже семейным, так как она с удовольствием помогала отцу, оказался наиболее сложным. Все прежние связи с клиентами были потеряны, и было необходимо начинать работу практически с нуля. Первое время ни о какой прибыли говорить не приходилось: работали себе в убыток, но и бросить дело уже не могли, да и не хотели.
"В первое время, когда мы сюда переехали, иногда покупателей не бывало вообще, мы работали в минус. Держались чисто на энтузиазме, любви к книгам. Мы не знали, чем это закончится, потому что это было довольно смело: переехать в помещение, которое находится со стороны двора, которое не видно со стороны улицы. Но сейчас мы понимаем, что нам повезло: все-таки находимся мы в центре города", - рассказывает Ксения.
Современные технологии на службе у старых книг
Для многих больших и малых букинистических магазинов последние годы стали сложным, а для некоторых - и непосильным испытанием, из-за чего они были вынуждены закрыться. А вот сама девушка все же сумела найти выход из ситуации.
Не желая сидеть сложа руки и ждать, когда сомнения в целесообразности дальнейшего существования укрепятся, Ксения обратилась к социальным сетям. И, по ее признанию, сама не ожидала, что дела пойдут так хорошо.
"Сейчас букинистов мало, и о них практически никто не знает, потому что они не рекламируют себя в интернете. Люди, которые открывают букинистические магазины, как правило, более пожилые и, соответственно, они далеки от продвижения себя в онлайн-среде. В том же самом инстаграме, который лично для нас стал палочкой-выручалочкой и поддерживает нас на плаву", - делится секретом успеха Роменская-Шахворостова.
Страничка букинистического магазина в Instagram существует и сейчас.
Сегодня у нее почти 22 тысячи подписчиков, заходят они сюда не только для того, чтобы посмотреть новинки, узнать о поступлениях или задать интересующие вопросы.
Здесь хранятся чужие секреты
Особенной популярностью у подписчиков магазина пользуется рубрика "Находки в книгах": ведь для тех, кому сегодня за 40, не секрет, что между страниц самых разных изданий прятали все - от денежной заначки до открыток от близких и любовных писем. И часто забывали о них. Именно в букинистическом магазине они и "всплывают" чаще всего, получая вторую жизнь, теперь уже в электронном формате.
"Есть очень много книг со своей историей. Например, находили письма любовные, очень трогательные. Находили старые открытки, которые были написаны много лет назад, чернилами. И в них такие откровенные, берущие за душу тексты. Как-то нам попалась книга с пулевым отверстием, 70-х годов. У нас, конечно, очень бурно развилась на этом фоне фантазия: "Как так? Почему книга прострелена?". Много историй. Находили и деньги, как-то нашла 5 000 тенге в какой-то старой книге", - рассказывает Ксения.
Фотогалерея найденных "секретиков" - по ссылке.
А еще в этой рубрике собраны фотографии дарственных надписей в книгах. По словам Ксении, к ним покупатели тоже относятся с особенным трепетом и очень любят их перечитывать. Возродить традицию дарить книги с дарственными надписями – мечта девушки.
"Сейчас так уже, к сожалению, не пишут. Мне бы хотелось возродить вот эту эру, когда ты пишешь собственноручно какое-то теплое пожелание, даря книгу. Мне кажется, это очень трогательно и мило", - говорит она.
В коллекции Ксении есть история, когда особенное внимание к дарственным надписям в книгах помогли алматинке найти ранее утерянный из домашней библиотеки экземпляр, подписанный еще ее бабушкой.
"Сегодня, в очередной раз просматривая страничку букиниста, я наткнулась на фото этой книги и просто оторопела. Эта книга подписана моей бабушкой, которой уже нет", - написала женщина на странице магазина в Instagram.
Иначе как чудом такое совпадение она не назвала, и вскоре книга вернулась к своей хозяйке.
"Живые" книги вновь становятся популярны
По словам Ксении Роменской, сейчас их букинистическому магазину выживать не приходится: клиентов, благодаря социальным сетям, стало предостаточно. Вырученных средств вполне хватает для того, чтобы и аренду оплачивать и на жизнь оставалось. При этом она отмечает, что в последнее время в их магазин стала чаще приходить молодежь, и это тоже происходит во многом благодаря интернету.
"Много стало покупателей из поколения Next. В нашем старом помещении публика была более зрелая, в большинстве своем - пожилая. А сюда приходит много молодежи, она открыта к разного рода литературе, начиная с казахской классики и заканчивая современной. И это нас очень выручает. Мы твердо ощущаем себя на плаву, и я бы не сказала, что стараемся выжить, это не тот случай. Конечно, если кто-то хочет зарабатывать миллионы, букинистический магазин не стоит открывать. А нас сейчас все устраивает", - говорит Ксения.
Ежедневно их магазин посещает две сотни человек, и мало кто уходит без покупки. Среди более 20 000 книг, которые здесь есть, каждый может найти то, что будет ему интересно.
Кстати, каталог книг в букинисте начали создавать только недавно. Обычно делать это в столь узкоспециальной среде не принято. Однако, по словам хозяйки магазина, это позволит выйти на новый уровень. Пока же приходится работать по старинке.
Какие книги не задерживаются в букинисте
Найти нужную книгу среди десятков тысяч других для Ксении, ее отца Игоря Викторовича и молодого человека Тараса, который тоже работает здесь, проблем не составляет - как рыбаку нужный крючок в ящике со снастями, где, кажется, все лежит хаотично и бессистемно.
"Мы всегда знаем, что в каждом поступлении, которое приходит к нам. Изучаем, запоминаем, нам это не сложно. К примеру, книга "Золотая Орда". Сложно не запомнить, что она есть в наличии: уйма желающих ее приобрести. Еще одна топовая книга – "Волоколамское шоссе" о Бауыржане Момышулы. Казахская классика стала актуальной в последние несколько лет. Зарубежная классика никогда не выходит из моды. Психология - с такими культовыми авторами, как Фрейд, Карнеги, другими", - говорит Ксения.
Стоимость каждой книги глубоко индивидуальна, рассказывает Ксения, и в букинисте существуют свои правила оценки изданий. Во-первых, цена зависит от года выпуска, во-вторых, от тиража: чем он меньше, тем цена выше. Немалую роль играет и спрос на книги, а также тот факт, переиздаются ли они сейчас.
"Бывает, что книга уже не выходит в том издании, которое импонирует большинству. Например, тот же самый "Гарри Поттер", издательство "Росмэн". Этот перевод ценится больше всего у фанатов, которые увлечены историей Гарри Поттера. И как только он у нас появлялся в этом издании, которое, кстати, уже не выпускается, он уходит буквально за секунды", - говорит Роменская-Шахворостова.
Цена винила
Большим спросом в букинистическом магазине пользуются и старые виниловые пластинки. Их здесь тоже немало, как и желающих их приобрести, причем за хорошие деньги. А ведь еще десять лет назад пластинки выкидывали сотнями на мусорные свалки или отдавали желающим за символическую цену. Сейчас в этом направлении, как и с книгами, все изменилось.
"Винил стал никому не нужен, когда начали появляться CD, МР3-плейеры и другие гаджеты. Но сейчас появилось много молодых ребят, которые открыли для себя винил и чувствуют в этом какую-то атмосферность, магию, когда играет виниловая пластинка. Теперь люди намного сложнее расстаются с винилом, цены возросли в разы, даже если сравнивать с тем, что было года два назад", - делится наблюдениями Ксения.
Давнее увлечение отца, когда он начал собирать старые пластинки, как и книги, сегодня девушка называет инвестициями, сделанными в далеком прошлом, которые и сегодня позволяют их букинистическому бизнесу чувствовать себя комфортно и уверенно.
Книга - вечна
Те времена, когда люди легко расставались с книгами, нередко попросту сдавая их в макулатуру для переработки, тоже остались в прошлом. Обширные библиотеки сохранились к сегодняшнему дню только у истинных ценителей литературы, и они трепетно следят за их сохранностью. Однако, по словам Ксении, иногда такие раритеты все же попадают к ним.
"Люди пытаются, чтобы нашелся для них покупатель, чтобы эти книги оставили еще в ком-то след. Бывает, что, когда переезжают в другую страну и понимают, что им не перевезти такой груз, а у людей есть библиотеки, которые собирались несколькими поколениями, их отдают нам со слезами на глазах, но деваться некуда", - говорит Роменская-Шахворостова.
По ее мнению, именно в такие моменты она особо остро ощущает смысл фразы: "Книга – вечна". А еще Ксения отмечает, что увлечение электронными книгами, ранее очень распространенное, идет на спад. Есть немало тех, кто отказался от них почти сразу после начала использования. А причина в том, что чтение для многих людей – не просто получение информации, а целый ритуал: с перелистыванием страниц, разглядыванием иллюстраций, особым запахом.
"Книги в подарок люди покупают постоянно. Сейчас в особенности, перед новогодними праздниками. Люди стараются удивить тех, кому они дарят. Например, какую-нибудь большую и красивую книгу об искусстве. Часто дарят в подарок того же самого "Гарри Поттера". Или книги, которые для кого-то, допустим, ценны с детства. Часто собрание сочинений дарят. Здесь все зависит от фантазии", - рассказывает Ксения.
О том, что завтра может остаться без любимого дела, она не задумывается. Владея ситуацией пусть на небольшом, но все еще существующем рынке, она уверена, что спрос на хорошие, добрые, мудрые книги не исчезнет еще долго, потому что настоящую "живую" книгу не заменит ни один гаджет.