АЛМАТЫ, 12 дек - Sputnik. Первый вертолет казахстанской сборки МИ-8АМТ презентовали в субботу, 12 декабря, на территории Авиаремонтного завода №405 в Алматы. Там выполняется сборка и адаптация авиатранспорта под требования заказчика. Комплектующие привозят из России.
На торжественной презентации был вручен ключ от нового вертолета.
Посетителей ознакомили с участком сборки.
Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Талгат Жанжуменов рассказал, что Россия позволила проводить такие операции только Казахстану.
"Это не просто бизнес-проект или политическое решение. Он инспектировался соответствующими экспертами, был оценен, и компетенция работников позволяет проводить такие сложные операции по сборке вертолета. Благодарю российских коллег за реализацию проекта", - сказал Жанжуменов.
Первый заместитель главного директора АО "Вертолеты России" Сергей Фомин зачитал обращение министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова.
"Это событие символизирует высочайший уровень доверия в технической кооперации между нашими странами. Россия традиционно является одним из лидеров мирового вертолетостроения. В нашей стране накоплены значительные компетенции в области разработки и производства вертолетной техники различных классов и назначений. Мы рады поделиться этим опытом с нашими казахстанскими коллегами и получить надежных производственных партнеров", - говорится в письме.
Проведенный аудит подтвердил высокую квалификацию сотрудников и готовность предприятия к сборке вертолетной техники российского производства.
"Мы надеемся, что к 2025 году здесь будут выпущены до 45 вертолетов типа Ми-8АМТ, что приведет к нашей дальнейшей кооперации в области вертолетостроения, сборки новых вертолетов и организации сервисного обслуживания", - заключил Мантуров.
О вертолете Ми-8АМТ/Ми-171
Ми-8АМТ/Ми-171 и его модификации являются гражданским транспортным средством тяжелого класса со следующими техническими характеристиками:
- максимальная взлетная масса – 13 тонн;
- масса перевозимого груза – 4 тонн;
- количество перевозимых человек – до 31 человека;
- максимальная скорость – 250 км/ч.
Вертолеты собрали на Авиаремонтном заводе. Завод сертифицирован казахстанскими и международными органами для ремонта, модернизации и технического обслуживания вертолетов Ми-8/17/171.
На сегодняшний день предприятием освоен капитальный ремонт и техническое обслуживание вертолетов Ми-8/17 и их модификаций, а также вертолетов Ка-32А, Ка-32А11ВС.
Вертолетокомплекты поставляются Улан-Удэнским авиационным заводом, который является одним из производственных предприятий холдинга "Вертолеты России" и специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
"Машинокомплекты поступают в Казахстан в виде отдельных объектов и агрегатов. Технологический процесс сборки осуществляется под руководством Улан-Удэнского конструкторского бюро разработчика вертолета. Он соответствует всем нормам гражданской авиации. Казахстанское содержание на первом этапе составляет 21%. Благодаря приобретаемым компетенциям в процессе планируется его увеличение до 30%", - отметил директор Авиаремонтного завода Константин Ушаков.
Помимо пакета кастомизации и сборочного производства будет усилена сервисная сеть. Эти вертолеты будут пользоваться поддержкой практически в каждом регионе Казахстана, где будут сервисные пункты и центры техобслуживания Авиаремонтного завода.
Чем оснащены вертолеты
Собранные вертолеты Ми-8АМТ оснащены широким набором дополнительного оборудования для выполнения различных задач, конвертируемым вариантом салона грузовой кабины, установлены внешние дополнительные топливные баки, увеличивающие практическую дальность полета с 610 до 1400 километров.
Конвертируемый вариант салона грузовой кабины расширяет возможности применения вертолета - это перевозка пассажиров, транспортировка грузов, противопожарные работы, поисково-спасательные операции, медицинская эвакуация, патрулирование.
"Вертолеты оборудованы специальной системой аварийного приводнения для возможности работать в зоне каспийского региона. Также вертолеты укомплектовали дополнительным оборудованием в интересах министерства экологии, геологии и природных ресурсов по охране лесов, чтобы они могли базироваться в непосредственной близости от места выполнения задачи. Это хелипаты, которые позволяют развернуть их практически в любой точке и эксплуатировать вертолеты в штатном режиме", - добавил Константин Ушаков.
Вертолеты в себя включает компоновку 3 в 1: традиционный транспортный, пассажирский и корпоративный варианты.
Как собирали вертолеты
На первом этапе кастомизации были установлены дополнительные внешние баки, чтобы увеличить радиус действия. Помимо этого, вертолет сделали конвертируемым. Расшили задачи: если раньше для решения одной задачи нужно было три вертолета, то сейчас один.
Он может быть переоборудован в течение часа, и еще в течение часа устанавливается любое дополнительное оборудование, которое применяет "Казавиаспас".
Технологический цикл сборки вертолета занимает 80 дней. В дальнейшем, по мере наращивания компетенций, он будет увеличиваться до шести месяцев, рассказал Константин Ушаков.
Работники цеха Александр и Ильяс рассказали, что сейчас продолжают собирать второй вертолет.
"Мы раньше тоже собирали вертолеты, но этот - новый, первой категории. Здесь собрали с нуля. Детали еще не имеют наработки. Вы из салона машину взяли - вот это то же самое. Только здесь салон - это наш завод. Один вертолет мы собирали дней 20. Потом были доработки под заказчика. Разные модификации и от этого зависит комплектация и время, затраченное на сборку"- поделились Александр и Ильяс.
Они говорят, что персонал обучали преподаватели из России.
"В первую очередь обучали нас, сборочные цеха. Сейчас они обучают летно-испытательный персонал. Сегодня-завтра заказчик его уже заберет", - говорят сотрудники Авиаремонтного завода № 405.
Как будут использовать вертолеты
Вертолет передали министерству по чрезвычайным ситуациям Казахстана, еще один планируется доставить в ближайшее время.
"Для оперативного реагирования на аварийно-спасательные и неотложные работы, а также выполнения полетов в интересах госорганов авиационный парк нашего министерства укрепляется двумя вертолетами Ми-8АМТ. Летно-технические характеристики: многозадачность и неприхотливость в обслуживании. Это является приоритетным в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнении полетов по линии санавиации", - отметил первый вице-министр по ЧС Ибрагим Кульшимбаев.
МЧС Казахстана заинтересовано в поэтапном пополнении парка. Это позволит обеспечить максимальную площадь покрытия территории страны авиаподдержкой при проведении аварийно-спасательных работ, поиске пострадавших в труднодоступных местах, доставке личного состава и груза для выполнения работ в горной местности, оперативной доставке больных из труднодоступных пунктов и тушении пожаров.
Помимо госструктур также планируется работать с коммерческим авиакомпаниям. Предусматривается замена 33 вертолетов до 2025 года. Казахстанские госорганы заказали уже 17 вертолетов.
"Возможно, в дальнейшем, количество увеличится за счет новых заказов. Это первые вертолеты. В ближайшие два года мы планируем увеличить объем сборки и изготовления отдельных компонентов: различные коммуникации вертолета, системы, позволяющие устанавливать дополнительное оборудование. Определенные компетенции мы уже получили", - сказал Константин Ушаков.
Он отметил, что каждый эксплуатант имеет спецоборудование и его нужно установить.
Сколько денег потратили на вертолеты
На 2019-2021 год на сборку вертолетов со стороны Казахстана выделено 4,5 миллиарда тенге. В будущем возможны еще инвестиции. Россия, в свою очередь предоставляет техпроцесс, вертолетные комплектующие, документацию к ним, а также обучает работников предприятия.
"Мы уделяем внимание и сотрудничеству с Академией гражданской авиации. По нашей просьбе они будут набирать в два раза больше студентов, также мы оказываем им техническую помощь, помогаем с научными разработками. Авиакомпании также пользуются нашей поддержкой, так как мы планируем у себя готовить кадры для инженерно-технического обслуживания в течение двух лет. Это будет двухлетняя практика на заводе", - заключил Константин Ушаков.
Начало проекта положили Назарбаев и Путин
Начало данного проекта было положено в 2015 году в ходе визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Казахстан.
Сам проект реализуется в соответствии с поручением Елбасы Нурсултана Назарбаева при поддержке министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, АО "НК "Казахстан Инжиниринг" и АО "Авиаремонтный завод № 405".
Новые самолеты Су-30СМ прибыли на Карагандинскую авиабазу
В 2019 году национальной компанией "Казахстан инжиниринг", холдингом АО "Вертолеты России" и АО "Авиаремонтный завод № 405" подписан договор на поставку первых семнадцати вертолетокомплектов Ми-8АМТ/Ми-171.