Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" переходит от исполнителя госинициатив и программ к роли инвестиционного холдинга, что вносит серьезные изменения в инвестиционную деятельность Фонда. Будущий 2021 год станет решающим в плане подготовки платформы для активных инвестиций.
Что изменится в работе Фонда и как пандемия коронавируса повлияла на процессы преобразования, в интервью Sputnik Казахстан рассказала управляющий директор по стратегическому развитию АО "Самрук-Қазына" Лаззат Боранкулова.
- Ляззат Жанузаковна, в какие сроки планируется преобразовать Фонд в инвестиционный холдинг, что изменится фундаментально и на каком этапе вы сейчас находитесь?
- Наше преобразование предусматривает, что роль Фонда в экономике страны будет постепенно меняться. Это отражено в Стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года, утвержденном в 2018 году.
В этом же году стратегия развития Фонда на 2018-2028 годы была одобрена Советом по управлению Фондом и утверждена единственным акционером Фонда - правительством Республики Казахстан.
В ноябре председатель правления Ахметжан Есимов представил изменения направления деятельности "Самрук-Казына" на совете по управлению Фондом в виде Концепции по преобразованию Фонда в инвестиционный холдинг. Она рассчитана до 2024 года включительно.
Данная Концепция 13 ноября была одобрена Советом по управлению фондом, где председателем является первый президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев. И она включает в себя конкретные шаги.
Стоит отметить, что до текущего момента Фонд в основном концентрировал свое внимание и ресурсы, чтобы повысить эффективность и рентабельность наших текущих портфельных компаний.
Это делалось для того, чтобы создать фундамент, резервы для их дальнейшего роста и успешной передачи в конкурентную среду. Мы готовились к тому, чтобы перейти на следующий этап развития портфеля "Самрук-Казына".
- Что будет происходить в Фонде на каждом этапе?
В начале 2021 года мы планируем внести изменения в дивидендную политику Фонда по отношению к единственному акционеру.
Мы ожидаем, что эта политика будет определять конкретные механизмы распределения дивидендных поступлений между правительством Казахстана и самим Фондом для дальнейшего развития портфеля и планирования инвестиционной деятельности.
До 2023 года включительно ожидается завершение процесса передачи в конкурентную среду крупных активов посредством IPO и продажи стратегическим инвесторам. Программа инициирована правительством как единственным акционером.
При этом параллельно до 2028 года ожидается реализация долей участия Фонда в текущем портфеле активов в рамках собственной программы дивестиций. Дивестиции – это продажи долей.
Мы планируем сохранить контрольные доли участия в крупных стратегических активах, таких как "КазМунайГаз", "Казатомпром", "Қазақстан Темір Жолы", "Казахтелеком" и KEGOC. При этом до 49% указанных компаний, а также до 100% долей в нестратегических компаниях будут доступны для дивестиций.
Дивестиции будут осуществляться в зависимости от наличия благоприятной рыночной конъюнктуры. В частности будут приняты во внимание цены на нефть, уран, другие отраслевые показатели. Еще одно важное условие – наличие на рынке новых инвестиционных возможностей, которые помогут увеличить доходность портфеля инвестиций Фонда.
До 50% поступлений от передачи активов в конкурентную среду по согласованию с единственным акционером, а также все поступления от реализации собственной программы дивестиций будут сохранены в Фонде на инвестиционные цели.
Параллельно будут проработаны и сформированы "пайплайны", то есть длинные списки, по потенциальным инвестиционным проектам для инвестиций и активам для их покупки.
Основная цель активного управления портфелем инвестиций – увеличение доходности портфеля в долгосрочной перспективе.
Мы ожидаем, что указанные изменения позволят снизить долю контролируемых компаний с текущих 11 до 5, увеличить долю стоимости листингуемых активов с 14% до 75% к 2024 году, а также увеличить долю новых инвестиций в портфеле до 30% к 2028 году, в том числе за счет зарубежных инвестиций.
- Как отреагировал рынок на концептуальные изменения и новую роль Фонда?
- Мы уже видим положительную реакцию рынка на преобразование Фонда. Со дня проведения Совета по управлению Фондом к нам поступают обращения агентств, посольств и иностранных инвесторов.
Мы видим, что рынок активно реагирует на эти изменения. Инвесторы ждут появления нового глобального и регионального игрока и ищут надежного партнера, способного осуществлять совместные инвестиции как внутри, так и за пределами Казахстана.
Например, только за последние два неполных года Фонд заключил 3 соглашения по вхождению в фонды прямых инвестиций, размеры которых составляют более 800 миллионов долларов. Участие Фонда составит порядка 100 миллионов долларов.
Мы ожидаем, что дальше интерес будет только увеличиваться, тем более что текущая ситуация на глобальных рынках указывает, что именно развивающиеся рынки имеют высокую инвестиционную привлекательность.
Потому что после пандемии появился глобальный рост аппетита к риску, у инвесторов накопился избыток ликвидности на мировых финансовых рынках. При этом в западных странах мы можем наблюдать отрицательные реальные процентные ставки и ослабление доллара США. Все это делает развивающиеся страны, к которым относится Казахстан, более привлекательными на фоне развитых стран.
- Пандемия COVID-19 стала "черным лебедем" для всей мировой экономики. И Казахстан – не исключение. Пришлось ли вам корректировать cвою концепцию и менять планы в связи с замедлением экономического роста из-за влияния коронавирусной инфекции?
- Пандемия и последующее падение цены на нефть (технически в апреле цена на нефть опускалась до минус 40 долларов за баррель), ослабление национальных валют, бесспорно, повлияли на глобальную экономику. Казахстан не стал исключением.
Чтобы понять влияние глобальных внешних факторов, необходимо посмотреть на текущий портфель.
Сейчас практически 100% активов первого уровня находятся на территории страны, что увеличивает концентрационные риски.
Порядка 74% стоимости портфеля зависит от сырьевого сектора – цен на нефть, на уран. Эти сектора подвержены волатильности.
При этом среднегодовой темп роста активов Фонда в долларах за последние 12 лет составил чуть более 1%. Тогда как в тенге чуть более 12%. То есть в долларовом выражении активы практически не выросли.
И вызовом в данном случае является то, что любое последующее снижение цены на нефть или ослабление национальной валюты будет существенно влиять на стоимость портфеля.
Всё это дает нам основание считать, что именно стратегия диверсификации доходов, которая заложена в Концепции по преобразованию Фонда, является актуальной. И мы обязаны развивать это направление, чтобы обеспечить рост активов именно в валютном выражении.
Теперь о влиянии пандемии. Мы ожидаем, что в период экономических сложностей в стране мы сконцентрируемся на вложениях и привлечении прямых инвестиций именно в несырьевые сектора экономики Казахстана через активное использование инструментов соинвестирования, то есть через привлечение партнеров и их денег в экономику Казахстана.
По мере возникновения благоприятных рыночных возможностей Фонд будет диверсифицировать свой портфель уже за пределами Казахстана. Расширение географии инвестиций позволит увеличить долларовую выручку от международных инвестиций Фонда. В долгосрочной перспективе это сгладит волатильность портфеля.
- На Евразийском конгрессе в Москве было озвучено, что Казахстан пострадал от пандемии меньше других евразийских стран, и восстановление нашей экономики начнется уже в 2021 году. Вы согласны с такой оценкой?
- Действительно, в сравнении с другими странами СНГ, не только ЕАЭС, ВВП страны по итогам первого полугодия 2020 года снизилась всего на 1,8%, тогда как другие страны региона снизились на большие проценты. Например, Украина - на 6,5%, Армения - на 5,7%, Россия - на 3,6%, Азербайджан -на 2,7%.
Мы видим, что наша экономика на внешние шоки среагировала мягче.
Национальная валюта Казахстана тоже ослабла по отношению к доллару не так сильно. По итогам 9 месяцев текущего года – на 12,3%.
Тогда как валюта Украины девальвировала на 19,3%, российский рубль - на 25% и турецкая лира на 29,7%.
Все это дает нам хороший старт для быстрого восстановления относительно других стран региона. Ожидается, что данный факт также положительно отразится на активности и заинтересованности инвесторов в инвестициях в Казахстане.
- В сентябре 2020 года сообщалось, что в этом году ожидается привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в размере 2,3 триллиона тенге в 23 инвестиционных проектах с участием портфельных компаний Фонда. Насколько оправдывается этот прогноз?
- По оперативным данным, за 9 месяцев текущего года фактически привлечены 1,6 триллиона тенге прямых иностранных инвестиций по 23 проектам с участием портфельных компаний Фонда. У нас имеются некоторые отклонения от первоначальных планов, но они незначительные и в основном связаны со снижением деловой активности, вызванной пандемией COVID-19.
Со стороны Фонда и портфельных компаний предпринимаются все меры по минимизации влияния пандемии на привлечение ПИИ.
- Сколько Фонд инвестировал в этом году и в какие компании?
- Если в 2019 году размер инвестиций Фонда в растущие компании портфеля составил 19 миллиардов тенге, то в 2020 году по оценкам ожидается вложение порядка 10 миллиардов тенге.
Эти вложения зависят в основном от графиков реализации инвестиционных проектов наших растущих компаний.
Это относительно небольшие суммы. Но необходимо учитывать, что текущая инвестиционная деятельность Фонда сконцентрирована на поддержании и обеспечении роста стоимости портфеля растущих компаний и финансировании завершения ранее начатых инвестиционных проектов в компаниях "Объединенная Химическая Компания", "Тау-Кен Самрук", "Самрук-Казына Инвест" и другие.
Эти суммы не содержат активных инвестиций, которые мы планируем начинать с 2021 года.
- Какие планы по инвестициям на 2021 год, в частности по ПИИ и по портфельным инвестициям за рубежом?
- Сейчас указание конкретных сумм, запланированных для новых прямых инвестиций в 2021 году по новой модели управления портфелем Фонда, будет преждевременным. Процесс формирования "пайплайна" инвестиционных идей только начинается.
Но мы нарастим объем новых инвестиций до 30% в портфеле Фонда. Все это будет происходить поэтапно до 2028 года.
А 2021 год станет годом подготовки платформы для активных дивестиций и инвестиций. Мы планируем завершить внесение необходимых изменений в нормативные документы, регулирующие периметр предлагаемых изменений, в том числе на уровне единственного акционера – правительства Казахстана.
Что касается портфельных инвестиций, два года назад по согласованию с Елбасы при поддержке "Самрук Қазына" создан Фонд будущих поколений.
В 2019 году провели первые сделки и вложения в различные финансовые инструменты.
Инвестиционная работа позволила увеличить вложения со 165 миллионов до 180 миллионов долларов и получить 11% доходности в валюте.
Это подтверждает эффективность применения таких инструментов управления активами.
В 2020 году данная работа была продолжена. Итого будем подводить позже, о результатах проинформируем общество и инвесторов.
- Что касается инвестиций за рубежом, планируется ли нанимать иностранные банки и какие?
- По привлечению иностранных банков хотелось бы отметить, что это общепринятая глобальная практика, когда при осуществлении крупных сделок привлекаются инвестиционные, иностранные банки и другие профессиональные участники рынка.
Для управления портфельными инвестициями могут быть также привлечены внешние управляющие активами.
- Если "Самрук-Казына" станет полностью инвестиционным холдингом, то кому отойдет роль оператора государственных программ? И есть ли вероятность, что Фонд может вернуться к этой роли?
- Нужно понимать, что глобальная стратегическая цель для страны – снижать долю государства в экономике. Эти посылы у нас звучат во всех стратегических документах, включая последнее послание главы государства.
Наша новая модель как раз предполагает ее снижение, а также привлечение иностранных или казахстанских инвесторов, самое главное частных инвесторов в экономику.
Когда мы говорим, что уходим от роли исполнителя государственных программ в сторону инвестиционного холдинга, важно отметить, что Фонд будет учитывать приоритетные направления развития страны, указанные в национальных стратегиях и различных программах.
Все это будет учитываться при принятии инвестиционных решений, которые будут основаны исключительно на принципах коммерческой целесообразности.
Таким образом, при рассмотрении двух одинаковых проектов с хорошими финансовыми и коммерческими показателями, приоритеты для инвестиций в Казахстане будут отданы отраслям, соответствующим интересам Фонда и его единственного акционера.
На данный момент Фонд определил 12 приоритетных секторов для инвестиций – информационные технологии, инфраструктурное строительство, "зеленая" энергетика, химическая промышленность, здравоохранение, сельское хозяйство, финансовые услуги, горнодобывающая промышленность, научные разработки и так далее.
Этот список не является исчерпывающим, мы обновляем его ежегодно при изменении глобальных и региональных тенденций и изменений рынков. Но это будут несырьевые сектора экономики.
Фонд планирует сотрудничать со стратегическими инвесторами для инвестирования в коммерчески привлекательные проекты (greenfield, brownfield) с фокусом в несырьевые сектора на территории Казахстана, что поддержит стратегические цели страны в части диверсификации ее экономики.
Здесь необходимо отметить, что в соответствии с требованиями и положениями закона о Фонде также сохраняется опция реализации или финансирования Фондом социально-значимых, индустриально-инновационных и нерентабельных проектов.
Все эти моменты будут учтены также при утверждении дивидендной политики Фонда.