НУР-СУЛТАН, 6 дек — Sputnik. Профессия каскадера - одна из самых опасных не только в сфере кино. Люди этой профессии часто получают травмы, рискуют жизнями и даже теряют память. Об особенностях своей работы и пути к мировому признанию корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал лидер международной группы профессиональных каскадеров Nomad Stunts Жайдарбек Кунгужинов.
В конце ноября за фильм Акана Сатаева "Томирис" Жандарбек получил премию Мировой академии каскадеров "Таурус", которую также называют каскадерским "Оскаром". Это не первая номинация Жайдарбека Кунгужинова на "Таурус". В 2017 году академия уже отмечала его работу в фильме "Викинг", но тогда награду забрала немецкая команда. В 2020-м каскадеры из Казахстана оказались сильнее всех.
Начало пути
Свой путь в профессии каскадера Кунгужинов начинал в 90-е, после распада Советского Союза. Будучи по образованию инженером нефтяных и газовых разработок, он занялся совсем другим делом, оказавшись на арене цирка вместе с братьями. Переехав в Алматы, будущий профессиональный каскадер постепенно начал работать в этой сфере.
"Тогда у нас была конная акробатическая группа. В Казахстане меня уже приглашали просто как конника-каскадера. С 1993 года я уже начинал работать время от времени. После того, как мы получили бронзу, серебро, золото по конной акробатике на всемирных фестивалях, я понял, что нужна команда каскадеров, потому что в Казахстане в то время не было каскадеров. То есть были два или три человека, но они работали в кыргызской команде", - рассказал Кунгужинов.
В 2000 году он организовал свою команду - Nomad Stunts, потому что понимал, что казахстанскому рынку нужны свои профессионалы.
"Была цель, надо было идти дальше. В цирке все, что мог, я получил, нужно было идти дальше. Интересная профессия (каскадерство - Sputnik), хоть и опасная, но она была с адреналином, похожая на цирк, поэтому развивался дальше", - добавил каскадер.
Стоит отметить, что у мастера трюков два высших образования.
Казахстанец получил каскадерский "Оскар" за фильм "Томирис"
О команде Nomad Stunts
Сейчас в команде Жайдарбека Кунгужинова 86 профессиональных каскадеров. В крупных кинопроектах участвует основная часть команды, начинающие каскадеры "набивают руку" в Казахстане, Кыргызстане и других странах СНГ. Спустя 3-4 года их отправляют работать в Голливуд и Болливуд. По словам лидера группы, в США и Индии одни из самых жестких условий работы для профессиональных трюкачей.
"Там система работы другая, жесткая дисциплина, и ошибка одного человека влечет большие проблемы. Поэтому я с этим очень осторожен. (…) Это труд. Здесь нужно быть и психологом, правильно расставлять приоритеты, потому что, когда едешь на фильм, ты должен четко понимать, каких людей на какие позиции ставить, какие трюки делать, насколько они морально и физически хорошо подготовлены. Как в шахматы играешь - правильно все должен делать, плюс минимизировать риск для людей, чтобы они получили меньше травм, чтобы сложных ситуаций не было. Потому что я сам проходил через это и сильно травмировался, и скальп снимал и шейные позвонки ломал, без памяти ходил. Я знаю, что это такое", - признался Кунгужинов.
Для организаторов, по его словам, также очень важно, чтобы каскадеры получали меньше травм, поэтому они нанимают только профессионалов.
В Nomad Stunts работают не только казахстанцы. За 20 лет на рынке о команде узнали во всем мире, поэтому иностранцы также часто хотят присоединиться к казахстанской группе каскадеров.
"У меня есть каскадеры из России, Азербайджана, Австралии, Украины, Болгарии. Они уже профессионалы, которые попросились в нашу команду Nomad Stunts и работают с нами. Но каждые два года я беру одного человека и сам обучаю. Отбираем человек десять, а там уже остается один человек. Если никого не отбираем, то на следующий год снова набираю десять человек, и из них оставляю одного", - рассказал лидер команды.
Как прошел предпоказ фильма "Томирис"
О профессиональных травмах
За долгие годы работы каскадером 51-летний Кунгужинов получал множество травм.
"Я ломал ногу, руку два раза, ребра ломал, позвоночник, шейные позвонки смещал. Не без этого. Когда делаешь трюки с лошадьми очень жесткие, то в любом случае травму получаешь. Практически за каждый большой проект травмируются 2-3 человека. Потому что, когда хаос, когда лошади падают на людей, люди падают с каких-то телег, их выдергиваем тросами, то, естественно, получаешь травму. Это специфика нашей работы", - рассказал он.
На вопрос о том, есть ли у каскадеров пенсионный возраст, он ответил, что экстремалы не уходят из профессии просто так – они слишком сильно привыкают к острым ощущениям.
Группа фильма "Форсаж" разнесла в пух и прах центр Тбилиси - видео
"Из-за травм могут уйти, изнашивается организм, нагрузки на сердце. Не сказать, что есть пенсионный возраст. Есть у меня каскадер, которому 63 года, он до сих пор отлично исполняет трюки. Второй каскадер – 57 лет, тоже хорошо трюки исполняет. Но есть ребята, которым в 30 лет уже с травмами тяжело. Перелом позвонков, и уже тяжело, но они дальше работают, просто всадниками, в каких-то драках, проскоках участвуют", - сказал каскадер.
Те, кто больше не может рисковать здоровьем из-за травм, также становятся horse-тренерами - готовят лошадей для трюков, работают ассистентами или пиротехниками.
"Работать они остаются, потому что невозможно резко уйти из профессии", - отметил Кунгужинов.
Признание в Казахстане и за рубежом
Жайдарбек Кунгужинов – заслуженный деятель Республики Казахстан, кавалер ордена "Курмет" (Почет).
Помимо "Тауруса" у него есть спортивный "Оскар" за фильм "Неудержимые 2", над которым работали Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне. Первый является одним из учредителей этой награды.
Для того, чтобы получить премию Мировой академии каскадеров "Таурус", у команды-номинанта должен быть определенный статус, отметил Кунгужинов.
"Каждый год подается до 80 экшн-фильмов на "Таурус" именно в нашей номинации, но они выбирают, смотрят. И команда должна быть перспективной, то есть она должна в дальнейшем идти вперед. В то же время качество работы должно быть высоким. Если качество хорошее, тогда подаешь фильм на рассмотрение во всемирную академию. Там есть своя комиссия, они определяют качество твоей работы, команды. И оттуда уже идет статус. То есть получение "Тауруса" - это не только статуэтка, документы, а именно ты (считаешься) одним из лучших постановщиков трюков, поэтому по оплате, по приглашениям в проекты уже по-другому оценивают", - рассказал мастер трюков.
Съемки в фильме "Мулан"
В 2020 году на киноэкраны вышла американская картина "Мулан" о девушке-воине. Казахстанец не только выполнял трюки в этом фильме, но и исполнил роль одного из антагонистов, с которым сражалась главная героиня. Актера взяли на эту роль практически без кастинга.
Большую роль также сыграло то, что Жайдарбек Кунгужинов состоит в американской команде профессиональных постановщиков трюков Hitz International, куда входят всего 24 человека.
"Меня вызвали в офис, говорят: "Мы бы хотели, чтобы вы сыграли роль одного из генералов, антагониста". Хотя до этого на эту роль был выбран актер из Канады, но решили, что, чем его дублировать, лучше взять меня. Очень много снимали в сценах сражения, где я скачу с армией, потом дерусь, но, к сожалению, в фильм многое не вошло. Ну, это обычное, явление, если главным героям стараются больше времени дать, то актеров вторых, третьих планов "урезают", - поделился каскадер.
Делаем трюки и посложнее: казахстанский каскадер о съемках в новом фильме Disney
Пандемия и дальнейшие планы
Из-за пандемии коронавируса во всем мире казахстанские каскадеры, как и многие, на полгода остались практически без работы. Они продолжали тренироваться – каждый у себя дома.
"Мне присылали видео. Шесть человек молодых были со мной на каскадерской базе, я их учил, как раз было время. В этом году у нас было очень много планов. Я должен был ехать на болливудский проект на восемь месяцев, на фильм "Битва двух королей", куда меня пригласили быть экшн-режиссером. Туда должны были уехать 60 каскадеров вместе со мной. Еще два американских проекта приостановили. Мы должны были вылететь в Болгарию", - рассказал Жайдарбек Кунгужинов.
Сложности были не только с отсутствием работы у людей, но и у животных, отметил он.
"Тяжело из-за того, что лошади наши стояли. Мы их пытались максимально удержать в форме, потому что для лошадей, когда они постоянно работают, падают, а потом полгода стоят, это шок. Это все равно, что спортсмен тренировался, а потом бросил. Это и психологически тяжело, и физически - животные набрали лишний вес. А сейчас, когда карантин немного ослабили, начали работать, снова их готовить. В нескольких небольших проектах мы поработали", - рассказал лидер "номадов".
Дочь Брюса Ли встретилась с казахстанскими каскадерами
На 2021 год он возлагает большие надежды и заключает контракты на новые фильмы.
"В 2021 году, я думаю, будет лучше, потому что мы практически заключили контракт с американской компанией. Вьетнамская компания выслала приглашение. Уже вакцины разрабатываются, надеюсь, что все будет хорошо", - сказал Кунгужинов.
Три команды каскадеров Nomad Stunts сейчас работают над сериалами в Турции. Кроме того, у трюкачей в планах три казахстанских проекта и два болливудских.