Кинотеатр «Целинный». 1964
Улица Масанчи, 59
Архитекторы: С. Розенблюм, В. Кацев, Б. Тютин
Сегодня в «Целинном» и не узнаешь «первый в стране широкоформатный кинотеатр» с залом на полторы тысячи мест, дававший возможность разместиться всем желающим. На тот момент он логично завершал алма-атинский «Бродвей» и начинал движение города на запад: недалеко за кинотеатром тогда еще белели мазанки. Стеклянный фасад и фойе стали первым в Алма-Ате образцом общественного пространства, где город перетекает в интерьер.
В 2018 году в кинотеатре началась долгожданная реконструкция. Забытое здание превратилось в Центр современной культуры «Целинный».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Водно-оздоровительный комплекс «Арасан». 1977–1983
Улица Тулебаева, 78
Архитекторы: В. Хван, М. Оспанов; конструкторы: В. Чичелев, К. Тулебаев; художники: Б. Пак, В. Константинов, Р. Кажахметов, А. Корнеев
В Ташкенте в 1977 году появился впечатляющий банный комплекс, построенный по проекту москвича Андрея Косинского. И «Арасан» был построен как своего рода достойный ответ. Это самая большая баня в СССР площадью 19 тыс. кв. метров. Экстерьер казахстанского варианта гораздо скромнее. Хороша лишь пластика: купола задают тему, и все стены начинают плавно закругляться. Внутри роскоши больше, особенно красивы «храмы» бассейнов, где почти весь пол занят водою, и восточный зал — практически античный тепидарий.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Кинотеатр «Арман». 1968
Проспект Достык, 104
Архитекторы: А. Коржемпо, И. Слонов
Двухзальный кинотеатр «Арман» — первый проект Александра Коржемпо в Казахстане.
Казахстанский историк архитектуры Алмас Ордабаев рассказывал, как коллеги были потрясены этим строением Коржемпо. «Арман», по задумке архитектора, должен был походить на пласт снега. Раньше у кинотеатра был внутренний дворик с фонтаном и зеленью. Реконструкция в нулевых уничтожила этот дворик и подарила новую входную группу. На боковых фасадах до сих пор сохранились барельефы и фраза: «Велик путь нашего народа, велик его подвиг. Он будет вечным примером для грядущих поколений, для всех, кто избрал дорогу свободы».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Казахский государственный цирк, 1970
Проспект Достык, 56
Архитекторы: В. Ким, Ю. Ратушный, В. Алле, Н. Рипинский, Л. Ухоботов
Алма-атинский цирк должен был стать копией Ашхабадского, но казахскому цирку повезло стать уникальным. Проект цирка создавался с учетом гористой местности и национального колорита — очертания здания напоминают шатры кочевников.
Проект цирка уникален тем, что в нем продуманы несколько отдельных кухонь для животных, девять видов связи, туалеты для людей с особыми потребностями и 14 буфетов. Уже несколько лет идут разговоры о реконструкции, но окончательного решения нет.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Жилой комплекс «Аул». 1983–2002
Улица Толе Би, 278, 280, 282, 284
Архитекторы: Б. Воронин, Л. Андреева, В. Ви, М. Джакипбаев, Е. Рыков
Микрорайоны «Аул» и «Самал» — это попытка дать массовому жилью достойную архитектуру. Если «Самал» стал первым полноценным монолитом, то «Аул» — венец формообразования. Каждая башня сделана в виде трилистника, чтобы соприкасаться с другой и организовывать комфортное текучее пространство дворов, а изгибы стен и россыпь балконов были призваны максимально спрятать квартиры от солнца.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Дворец бракосочетаний, 1971
Проспект Абая, 101А
Архитекторы: М. Мендикулов, А. Леппик
До нулевых годов, пока не началась высотная застройка района, Дворец бракосочетаний образовывал единый ансамбль с цирком и Театром драмы.
Дом бракосочетаний состоит из двух колец — большого и малого, хорошо просматриваемых сверху. Фасад украшает дюралюминиевая солнцезащитная решетка с геометрическим казахским орнаментом. Такие решетки с разнообразными рисунками появлялись тогда на многих модернистских зданиях. Для фасада Кенбаев и монументалист Цивчинский создали мозаичное панно с изображением молодой пары в национальных костюмах. Позже, при реконструкции, ноги мозаичным молодоженам пришлось обрезать, чтобы сделать еще один вход. В 1979 году Дворец бракосочетаний получил статус памятника архитектуры.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Высокогорный каток «Медеу», 1972
Архитекторы: В. Кацев, А.Кайнарбаев
Многослойный каток расположился на высоте 1691 метр над уровнем моря и был сделан из бетона и дерева. Сверху на нем находилась железобетонная плита, в которой было проложено 170 километров труб с хладоносителем. Здесь же находились гостиница и несколько кафе, они работают до сих пор. На задней панели табло художники Нимец и Константинов сделали барельеф, изображающий двух конькобежцев. На трибунах могли поместиться 10,5 тысячи человек (сейчас 8,5 тысячи). Еще во время проектирования катка была идея сделать его крытым, но от нее отказались, правда, до сих пор периодически звучат такие предложения. Полную реконструкцию «Медеу» проводили дважды — в нулевых и в 2011 году, перед Азиатскими играми.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Дворец школьников, 1983
Проспект Достык, 124
Архитекторы: В. Ким, Т.Абильда
Дворец школьников — яркий представитель модернизма с восточным уклоном. Ориентальный волнообразный купол возвышается на 25 метров и облицован золотистыми пластинами, которые напоминают чешую. Отдельно над дворцом возвышается башня обсерватории высотой 40 метров. По традиции у здания есть солнцезащита. Если смотреть на сооружение сверху, то своими очертаниями оно напоминает улитку.
Несмотря на видоизмененную при реконструкции входную группу, холл, зал торжеств, малый зал торжеств, концертный зал — все это сохранилось в первоначальном виде. На военном заводе «Гидромаш» специально для дворца изготовили люстры из латунных и медных трубок. Одна из них весит семь тонн и до сих пор висит в зале торжеств. Более уменьшенные ее копии украшают холл дворца.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Аппаратно-студийный комплекс Казахского телевидения. 1973–1983
Улица Желтоксан, 185
Архитекторы: А. Коржемпо, Н. Эзау, В. Панин
Нарядный облик здания идет немного вразрез с его будничным наполнением. Каркас обернут «гармошкой» зеркального стекла и увешан бахромой сталактитов-мукарн: то, что в традиционной исламской архитектуре находится внутри (как, например, в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави), вывернуто наружу. Пышная архитектура технического сооружения объясняется расположением здания по соседству со зданием ЦК партии. Оно симметрично отвечает и Центральному музею Казахстана, который мог бы быть похож на АСК, если бы его дали построить Александру Коржемпо.
Посмотреть эту публикацию в Instagram