Прогулки алматинцев по Нур-Султану

© Sputnik / Владислав ВодневВиды столицы
Виды столицы - Sputnik Казахстан
За 22 года, с тех пор, как город Акмола/Астана/Нур-Султан стал столицей Казахстана, мне, коренному алматинцу, приходилось бывать там не раз. И всегда по работе. Времени на то, чтобы побродить, проведя время за осмотром достопримечательностей, просто не было.

Все изменилось неделю назад, когда вместе с супругой мы приехали с одной целью – погулять.

Первые впечатления

На железнодорожный вокзал "Нурлы Жол" наш поезд прибыл ранним утром. Не было еще и семи часов. Привыкший к тому, что прежде меня всегда встречали коллеги, а в этот раз, впервые оказавшийся предоставленным сам себе, я слегка переживал, как добраться до гостиницы.

Общественный транспорт уже ходил, но, кроме нужного адреса я даже в общих чертах не представлял, какой автобус и куда идет. Поэтому оставался только один вариант – воспользоваться такси.

Найти извозчика оказалось не сложно. При этом, примерно зная, какое расстояние нужно проехать, я был приятно удивлен, когда пожилой таксист, к которому я обратился сам (не приставал с предложениями подвезти), назвал цену всего в полторы тысячи тенге (чуть больше трех долларов).

Раннее субботнее утро, почти без машин, определило факт быстрой доставки до места. В гостиницу мы заходили уже через 20 минут.

В самом центре, комфортно и дешево

Небольшая гостиница, всего на десять номеров, в которой мы решили остановиться, находится в самом центре, в одном из ЖК. Так же, как и еще три-четыре ей подобных по соседству. Не знаю, как считают сами столичные жители, но для алматинца пять минут ходьбы до Байтерека – центр и есть.

Девушка на пляже Каспийского моря в Актау - Sputnik Казахстан
Мечты приводят на Каспий, или Как сказочно провести отпуск в период пандемии
Небольшая комнатка с двуспальной кроватью, все удобства, балкончик со столиком и стульями – обстановка вполне комфортная хоть для командировочного, хоть для туриста. И цена – совсем "не кусается" – 14 тысяч тенге в сутки (около 30 долларов на двоих).

Сравнение с Алматы напрашивалось само собой. Во-первых, маленьких гостиниц в центре, как в столице, тут нет (не считая малочисленных хостелов). А номер на двоих, в самой простой, будет стоить, минимум, на треть дороже.

Так как рядом был символ казахстанской столицы – Байтерек, именно туда мы с супругой и отправились в первую очередь, когда, как мы думали, в субботу утром город еще спал. Но, выйдя около восьми утра на улицу Сарайшык, нам показалось, что выходные этому городу неведомы.

Прогулка по набережной среди сдержанных астанчан

На набережной Ишима мы оказались чуть позже полудня. И, естественно, привезли нас коллеги к самому известному мосту в городе – атыраускому, подаренному на 20-летие столицы одноименным регионом. С правого берега мы довольно быстро перебрались по мосту на левый, и, не спеша, пошли изучать местность (военные бы назвали это рекогносцировкой).

Виды города Омск, архивное фото - Sputnik Казахстан
Токаев поделился впечатлениями об Омске
Оказавшись в пешеходной зоне и наткнувшись на точку по продаже фастфуда и кофе, мы ясно ощутили, что пора бы перекусить. И вот тут меня ждало первое настоящее испытание.

Привыкший к алматинскому "…пять минут, все будет готово", мы с супругой сделали заказ и сели за столик в его ожидании. Уж не знаю, в этот ли день что-то пошло не так, или оно так всегда, но в ожидании хот-дога, картошки фри и пары стаканов кофе мы просидели более получаса.

Спустя 15 минут ситуация стала откровенно раздражать. Но, вынужденно наблюдая за столичными жителями, которых я почему-то всегда считал более требовательными, я постепенно успокоился.

Крещенские купания в Алматы: горные речки не пугают ни стариков, ни детей

В очереди за "пищевой заправкой" были представители разных социальных слоев, но никто даже не попытался "наехать" на персонал. Хотя, как мне кажется, помимо нерасторопности в обслуживании, были и другие поводы.

- Вот, девушка, ваш хот-дог, - сказал парень на отпуске заказов и протянул его. Ни упаковки, ни даже салфетки он не дал. Просто, протянул его рукой, в резиновой перчатке, которой только что пробивал счет на сенсорном дисплее кассы.

В предвкушении предстоящего шоу (девушка выглядела очень эффектно), я даже оживился и внимательнее стал прислушиваться к диалогу. Ну, думаю, сейчас начнется. Ошибся.

- Простите. А можно упаковку, или хотя бы салфетку, - спокойно произнесла она.

Парень кивнул, и протянул стопочку из трех-четырех салфеток. Конфликт закончился, так и не начавшись. Невольно пытаясь переложить ситуацию на алматинскую действительность, я вдруг понял, что делать этого не стоит. А стоит просто наблюдать. За всем, что происходит вокруг.

О царице полей

По другому пешеходному мосту, который пересекает Ишим ближе к памятнику Кенесары хану, мы вновь вернулись на правый берег: именно там, в основном, кипела пешеходно-прогулочная жизнь.

Маленькие кафешки и магазины в домах, ларечки с мороженным и попкорном на брусчатке и сотни людей, идущих навстречу друг другу сквозь золото осыпающихся листьев берез, подгоняемых легким, в тот день, ветерком. Неразборчивый крик носящихся над водой чаек напоминал "Каррр…" алматинских черных ворон.

Было клево, но клева не было: особенности подледной рыбалки по-алматински

Не хотелось ничего. Просто идти и дышать. Но что-то подсознательно заставило остановиться у одного из ларьков. Внутри, на витрине, кокчетавское накладное мороженное, вкусное, как в советском детстве. У входа в павильон женщина лет 55-60. Она продавала горячую, вареную кукурузу.

- Ну как, побывать в этих местах, и не поесть кукурузы, - сказал я, протягивая указанные на ценнике 350 тенге (около 0,8 доллара) женщине-продавцу. – Еще в учебниках, в школе, читали, как целину под кукурузу отдали. Места у вас кукурузные.

- Вы не поверите. Нам сейчас кукурузу сюда из Алматинской области и Тараза везут. Своей нет, - явно преодолевая некую неловкость, ответила женщина. – Кто сейчас будет заморачиваться и сажать. Проще – дешевле купить там, и подороже продать здесь.

Нур-Султан – город для машин

Утро второго дня столицы принесло нам, алматинцам, особенную теплоту.

Уже в девять утра мы оказались в парке "Жетысу", который находится как раз напротив окон нашей гостиницы. Кроме редких местных жителей, которые совершали утреннюю пробежку, здесь не было никого.

Не прочитав на входе табличку об истории парка, мы были крайне удивлены, увидев в нем культ алматинского яблока. Фрукт в бронзе был везде: дерево в плодах, глобус в форме яблока, просто яблоко с "вырезанной" четвертинкой, выполненные из металла дедушка и внук с яблоком в руках, четко передающие старое название города Алма-Ата (дедушкино яблоко).

- Прямо культ какой-то, - сказала супруга.

Оказалось, что парк – тоже подарок на 20-летие столицы. От Алматинской области. Дальше мы просто пошли бродить по городу.

Очень удивили перекрестки и светофоры.

Стоя на пересечениях улиц, мы, вероятно, потратили на это четверть времени от прогулки: на переход улицы на зеленый сигнал светофора отводилось, в лучшем случае, 25 секунд. Тогда как ждать "зеленый свет" приходилось порою до двух минут. Явный приоритет, отданный транспорту столицы, ощущался сильно.

Несмотря на то, что в дни нашего пребывания в столице погода была солнечной и благоприятствовала, я явно представил себе картину: февраль, гололед, пожилой человек переходит дорогу… Как старичок или старушка, опасаясь упасть на льду, смогут преодолеть расстояние от обочины до обочины в столь короткое время (не всегда успевают даже здоровые люди), для меня так и осталось загадкой.

Обескуражили и крупные городские развязки. Для примера, возьму всего одну, на пересечении улицы Сарайшык и проспекта Мәңгілік Ел.

Вечером мы решили напоследок прогуляться по набережной. Согласно карте 2ГИС, она (вдоль улицы Макатаева, у здания Верховного суда РК), находилась от нас в 200 метрах. Казалось бы, близкий объект, оказался сложно досягаемым.

Чтобы преодолеть вышеуказанную развязку, нам пришлось пройти от Сырайшык метров 200 по Мәңгілік Ел до светофора, перейти, вернуться назад по другой стороне улицы, и только после двинуться в сторону набережной. Подземный, надземный или наземный переход со светофором на развязке, наверняка бы упростили эту задачу туристам.

Как дешево поесть в аэропорту

Такси в аэропорт мы заказали часа за четыре до рейса: во-первых – спокойствие, что не опоздаем, во-вторых, супруга там никогда прежде не бывала, поэтому хотела успеть изучить его детально.

Международная воздушная гавань столицы Казахстана ее приятно удивила. Как, впрочем, и меня, в третий раз вылетавшего из Нур-Султана.

Уровень вполне себе европейский. И первое, что бросилось в глаза – отсутствие назойливых частных таксистов. Вместо них одна за другой отъезжали машины официальных таксопарков с шашечками на крышах.

Досконально осмотрев два этажа аэропорта, доступных для пассажиров, мы сели в зале ожидания. Зная, что летим лоукостером, и кормить в полете не будут, решили перекусить.

Среди вывесок фастфуда и кофеен, мы выбрали ту, на которой значилась надпись: "Асхана" (столовая). И, не прогадали. Заказ: две порции окорочков с рисом, два салата, два пирожка и два компота обошелся всего в 2 700 тенге (чуть больше 6 долларов). Размер порций и качество продуктов удивили не меньше, чем цена.

Очередное путешествие в столицу Казахстана мы планируем в следующем году. Очень хочется изучить еще и правый – старый берег города.