По заказу Лувра легендарный портрет оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. Исследование, которое длилось 15 лет, возглавлял французский ученый Паскаль Котт. Еще в 2004 году представители Лувра пригласили его для оцифровки картины с помощью созданной им технологии Lumiere. В ней используется уникальная инфракрасная рефлектография, которая позволяет обнаруживать дополнительные изображения между слоями краски за счет слабого света, отраженного от поверхности контуров. Всего Котт сделал 1650 снимков, изучение которых заняло полтора десятилетия.
В результате специалистам удалось увидеть скрытый набросок другой картины, о котором ранее не было известно, и предположить, каким был изначальный замысел художника. С помощью аппаратуры собственного производства Котт нашел следы эскиза Леонардо да Винчи, который, как и некоторые другие шедевры художника, был сделан в технике спольверо: чтобы перенести изображение на деревянную панель, да Винчи использовал трафарет с отверстиями и древесный уголь. Этот метод был распространен на протяжении веков, его использовали в создании копий портретов и гравюр.
Следы угля Котт обнаружил около руки и линии волос на голове Моны Лизы. Он также считает, что художник в процессе создания картины поменял позу своей натурщицы, повернув ее голову так, чтобы она пристальнее смотрела на зрителя. Кроме того, ученый обнаружил на изображении предмет, который выглядит как шпилька для волос, что вызывает новые вопросы о замысле да Винчи — подобного аксессуара в Италии начала XVI века не существовало.
«У Моны Лизы не могло быть такой прически, — сказал ученый в интервью британской газете Express. — В то время во Флоренции это было невозможно». Можно предположить, что изначально мастер писал не свою современницу, а некую аллегорию или богиню. Автор исследования также допустил гипотезу, что эскиз мог использоваться в создании множества копий «Моны Лизы»: в том числе и той, которая выставлена в Национальном музее Прадо в Мадриде.
Картина «Мона Лиза» на сегодняшний день является одним из самых известных и загадочных живописных произведений в истории искусства. Предполагается, что Леонардо работал над ней в период с 1503 по 1517 год, пока жил во Флоренции, и завершил произведение уже во Франции. О том, кто именно изображен на картине, долгое время шли рьяные споры. Наиболее популярная версия гласит, что на знаменитом портрете художник увековечил Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шелком. Ранее химики выяснили, что многие картины, написанные на деревянных панелях, в том числе и «Мона Лиза», смогли дожить до наших дней благодаря мелким трещинам в слое краски.