Крушение самолета Ан-28 под Алматы: черный ящик в судне не работал с 2013 года

© Sputnik / Данияр Дауталиев Место крушения самолета Ан-28
 Место крушения самолета Ан-28 - Sputnik Казахстан
Подписаться
Авиаэксперт, выступающий в суде свидетелем, заявил, что в случае неисправности бортового самописца самолет не должны были допускать к эксплуатации

АЛМАТЫ, 14 сен - Sputnik. В Илийском районном суде проходит главное судебное разбирательство по делу крушения самолета Ан-28 в 2017 году. Тогда погибли пять человек: три члена экипажа и два медработника, которые летели из Алматы в Шымкент на помощь женщине с ребенком.

Свидетели утверждают, что черный ящик в самолете был установлен неправильно и не работал с 2013 года. Кроме того, у второго пилота Кутафина не было допуска к полетам от комитета гражданской авиации, передает корреспондент Sputnik Казахстан из зала суда.

Несмотря на то, что суд проходит в открытом режиме по резонансному делу о крушении самолета, сторона обвинения пыталась запретить СМИ присутствовать на процессе. Судья Еркен Сеитов частично прислушался к их доводам и запретил журналистам не только проводить фото- и видеосъемку, но и вести аудиозапись без ходатайства на его имя.

"Летной подготовки у второго пилота не было"

По версии следствия, причиной катастрофы стали технические проблемы судна и ошибка пилота. Проведение технических экспертиз осложнялось неисправностью черного ящика.

Черные ящики найдены на месте крушения Ан-28

На скамье подсудимых директор авиакомпании East Wing Виталий Масалитин. Его обвиняют в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек, и в допуске к управлению воздушным судном лица, не имевшего на то права, что повлекло гибель пяти человек.

Пепелище на месте крушения Ан-28 под Алматы

На заседании в понедельник, 14 сентября, суд выслушал показания свидетелей-авиаэкспертов.

Главный инспектор департамента летной эксплуатации авиационной администрации Казахстана Халил Хуснутдинов сказал, что документы второму пилоту Кутафина были выданы незаконно. При этом претензий к командиру судна Геннадию Цою у него нет.

"Переподготовка у Кутафина прошла вразрез с соответствующим законом. Судя по документам, летной подготовки (приобретение навыка управления самолета в реальных условиях — Sputnik) у него нет, только теоретическая, наземная и тренажерная. А в этом случае его не имели права допускать к полетам. Но сам пилот в этом не виноват, так как он не понимал, что делает. За этим должен был следить руководитель летной службы", - рассказал эксперт.

Хуснутдинов пояснил, что без летной подготовки КГА не имел права ставить ему квалификацию второго пилота в 2013 году. Также, по его данным, за сутки до рейса авиакомпания присвоила Кутафину рейтинг второго пилота Ан-28.

Адвокат, который защищает интересы авиакомпании, утверждает, что у него есть документы, которые подтверждают подготовку летной пригодности пилота Кутафина.

Разрешение на допуск к полетам Кутафину и задание на вылет подписывал директор компании Виталий Масалитин. Однако, по его словам, в документах стояло две подписи: его и заместителя организации по летной работе.

Глава авиакомпании East Wing опроверг проблемы с двигателем Ан-28

"Я ставил подпись не о подготовке его к вылету, а просто подписал задание. Но в этом рейсе сгорело задание на полет. Осталась лишь запись в бортовом журнале", - сказал Масалитин.

В задании на полет было указано, что рейс Ан-28 направлением Алматы - Шымкент был рядовым, а по факту он был санитарным. Так говорит эксперт Хуснутдинов.

Кроме того, по его словам, бортовой самописец, то есть черный ящик, не работал с 2013 года.

"Бур не работал с 2013 года. В случае неисправности бура судно к полету не допускают. Это должен после каждого полета проверять независимый техник. После проверки он докладывает наверх, и там решают, выпускать рейс или нет", - указал он.

Другой эксперт, старший авиаинспектор департамента летной годности авиационной администрации Казахстана Ерлан Сейткеров сообщил, что самописец не зарегистрировал данные по последнему (он сказал "крайнему") полету.

Использование самолетов Ан-28 приостановлено в Казахстане

"Он пишет параметры каждого полета, действия экипажа и после полета расшифровываются, снимают параметры и изучают. На этом рейсе неправильно был установлен метропротяжный механизм, с него не было записей. Крайняя запись, которую удалось расшифровать, была в 2013 году", - утверждает Сейткеров.

Он добавил, что черные ящики на воздушных суднах раз в год должны проверять, однако проверяющие не сдали данные в лабораторию для расшифровки.

"Работы подписывались, но черные ящики отдавались на расшифровку. Система не была организована, техобслуживание было, но не было процедуры, как расшифровать, для этого должна быть специальная система. Управленческий персонал авиакомпании, судя по всему, подписал документ. Там было прописано, что работа якобы сделана, но по факту этого не было", - говорит эксперт.

Сейткеров подчеркнул: если не работает бур, то авиакомпания не имеет права эксплуатировать самолет.

Версия об обстреле самолета с земли

Ранее в СМИ были обнародованы документы, согласно которым самолет могли обстрелять с земли. Маршрут Ан-28 проходил прямо над военным полигоном. Однако в ходе расследования на запрос транспортной прокуратуры сообщалось, что в момент пролета самолета стрельбы не было.

На прошлом заседании, 10 сентября, отец погибшего пилота со ссылкой на данные повторной экспертизы заявлял, что на самолете были факторы внешнего воздействия.

"И мой сын, и второй пилот были хорошо подготовлены и ошибок не допускали. К тому же экспертиза показала, что травмы и ожоги погибшие получили при жизни, до столкновения с землей", - цитирует Кутафина телеканал "Астана".

Семьи погибших при крушении Ан-28 получат по миллиону тенге

Следующее заседание назначили на четверг, 17 сентября.

Что известно о трагедии с Ан-28

Самолет санитарной авиации, принадлежащий East Wing Ан-28, вылетел в Шымкент 3 октября 2017 года. На его борту находились пилоты, авиатехник и двое врачей. Они спешили на помощь недавно родившей шестого ребенка женщине, находившейся в крайне тяжелом состоянии.

Пациентку доставили в Шымкент из Туркестана. Акушер-гинеколог Талгат Патсаев и реаниматолог Жанибек Артыкбаев были вызваны из Алматы, чтобы проконсультировать местных врачей.

Через 12 минут после взлета самолет Ан-28 пропал с радаров, позже его обломки были найдены в 28 километрах от Алматы близ поселка Междуреченское. Погибли пятеро человек: оба пилота, бортовой техник и два врача.

Спустя несколько дней в больнице Шымкента скончалась женщина, к которой летели врачи. Она поступила в больницу с двумя видами гепатита, сепсисом, полиорганной недостаточностью. Ей сделали операцию, однако пациентка впала в кому и скончалась от отека мозга. Ее ребенок, шестой по счету, выжил.

Байбек поручил поддержать родственникам погибших при крушении Ан-28

Факт крушения был зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований ЛОВД в аэропорту Алматы по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 344 Уголовного кодекса Казахстана (Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Роман Скляр, будучи вице-министром по инвестициям и развитию Казахстана, говорил в 2018 году, что самолет был не новым, но полностью исправным.

Лента новостей
0