НУР-СУЛТАН, 13 сен — Sputnik. В Нур-Султане произошла абсурдная ситуация: несколько многодетных матерей проникли на территорию нового питомника для бездомных собак и кошек, который располагается недалеко от автоЦОНа, и заявили, что они хотят туда заселиться.
"Мы будем жить в питомнике для собак"
Свое желание они аргументировали тем, что они – обладательницы подвесок "Алтын алка" и "Кумис алка" – уже несколько лет скитаются по съемным квартирам, своей очереди на квартиры так и не дождались, зато в соцсетях услышали, что в столице почти за 700 миллионов тенге построили большое и красивое здание, где есть отопление, свет, вода. Но все это предназначается не для людей, а для бездомных собак.
Питомник рассчитан на 500 собак и 250 кошек. Если обслуживать там животных по всем правилам, то, в отличие от изолятора на Аксумбе, 1, здесь им нужно сбалансированное питание, одобренное ветеринарными врачами еженедельное меню, услуги кинолога. По СНИПам, даже обслуживающих людей должно быть больше: норматив - один человек на 20 собак.
Если соблюдать все эти требования, то, по предварительным расчетам, на одну собаку в день должны выделять 10 тысяч тенге, а на кошку – ориентировочно в два раза меньше, то есть 5 000 тенге в день.
В отделе ветеринарии сообщили, что на самом деле столько денег на животных не предусмотрено.
"Нет официального бюджета на содержание собак", - заявили чиновники.
Но информация все равно возмутила многодетных матерей.
"Получается, что мы хуже бродячих собак, наши дети хуже собак?" - спрашивали они у сотрудников акимата.
Женщины потребовали, чтобы для них устроили экскурсию по питомнику, построенному на деньги налогоплательщиков. Сотрудники акимата выполнили их просьбу. Оценив условия, в которых предполагается содержать бездомных собак, многодетные матери заявили, что им эти условия подходят тоже, поэтому они отказались покидать помещение.
Несмотря на то, что на место приезжали сотрудники полиции, выставить женщин, снимавших все, что происходит вокруг и внутри питомника, на телефон, в акимате не решились. Это привело к тому, что женщины заночевали в питомнике и, поддерживая и подбадривая друг друга, действительно поверили, что они смогут здесь обосноваться.
Когда на следующий день в питомник приехала корреспондент Sputnik Казахстан, многодетные матери на полном серьезе делились своими планами:
"Мы проведем здесь перепланировку, перевезем мебель, детей, будем здесь жить. Если нужно, будем ухаживать за собаками и кошками. Тут все построено на наши деньги, - с железобетонной убежденностью объясняла корреспонденту одна из женщин. – На государственные, а значит – на наши, и мы имеем право тут жить".
Переубедить их и уговорить покинуть помещение было невозможно.
Выселение и задержание
Пока женщины спали в кабинетах питомника, а чиновники разъехались по домам, директор КГП на ПХВ "Астана-Ветсервис" Данияр Абудулов ночевал в машине рядом с питомником: как материально ответственное лицо, он заявил, что не может уехать отсюда, пока женщины находятся внутри здания, за которое он отвечает.
Весь следующий день, 9 сентября, многодетные матери снова провели в питомнике. Сотрудники полиции приезжали и уезжали, как и представители акимата, но никого не задерживали, и вера многодетных матерей в то, что они смогут обрести крышу над головой в практически пустующем здании, еще более укрепилась.
Многодетные матери заселились в пустующий питомник для собак
Сотрудники горадминистрации явно не хотели идти на конфликт и выгонять женщин силой, поэтому в здании просто отключили свет и воду, надеясь, что это вынудит многодетных матерей покинуть его по доброй воле.
Женщины, однако, действовали оперативно и решительно, и около девяти часов вечера 9 сентября к зданию подъехала газель с матрасами и другой мебелью, чтобы сделать вторую ночевку в здании более комфортной. Сотрудники акимата попытались удержать ворота, но многодетные матери оттолкнули их и начали перебрасывать мебель через забор.
Тут терпение чиновников лопнуло, и они заявили в полицию о рейдерском захвате помещения.
Дальше игры в политес закончились, и на место приехали не менее решительно, чем многодетные матери, настроенные полицейские. Они вытащили сопротивляющихся женщин на улицу и доставили всех в участок.
Скандал вокруг питомника: благими намерениями
Теперь нам нужно будет вернуться на несколько лет назад, чтобы понять, зачем для бездомных собак и кошек в Нур-Султане построили питомник за 670 миллионов тенге.
Это не была идея акимата, это была идея волонтеров, которые ухаживают за кошками и собаками.
Раньше бродячих животных в столице отлавливали и уничтожали в течение трех дней. Волонтеры возмутились жестоким обращением и потребовали прекратить уничтожение, поскольку в развитых странах так не поступают, а Нур-Султан должен показывать пример остальным городам Казахстана, в том числе и пример гуманного отношения к собакам и кошкам.
Домашних животных выбросили на улицу в Алматы - кто их спасает
Когда они обратились с идеей создать цивилизованный питомник для животных, в Астане готовились к EXPO-2017, акимом города был Асет Исекешев. По плану волонтеров, акимат должен был построить здание, а потом они сами взяли бы его в управление. Чиновники утверждают, что волонтеры пообещали акиму покончить с проблемой бродячих животных – это раз, а во-вторых – закрыть проблему негуманного уничтожения собак и кошек раз и навсегда.
Асету Исекешеву план c решением проблем бездомных животных понравился, и он поручил разработать проект. Первоначальная стоимость питомника оценивалась примерно в 1,3 миллиарда тенге.
Параллельно волонтеры добились серьезного изменения в законодательстве: государство обязалось держать бездомных животных не 3 дня, а 60 дней – и уничтожать только после этого срока, если собак никто не разобрал. На практике животные теперь вовсе не уничтожаются: в изоляторе на Аксумбе, 1 разделили территорию на два лагеря. Животные, которые живут в течение 60 дней, кормятся за счет государства, а те, которые выбрали свой срок, переселяются на другую половину изолятора, и там их содержат уже волонтеры – за свой счет. Речь идет о нескольких сотнях животных – порядка 900 собак в общей сложности в обеих частях изолятора.
Американка завела двух крыс, но скоро их стало больше 300
Впоследствии аким сменился, как и смета для питомника: ее сократили в два раза, до 675 миллионов тенге. Новый глава столицы Бахыт Султанов тоже принял волонтеров, строительство началось, однако идея с ГЧП-строительством в суматохе забылась.
Близился юбилей Астаны, 6 июля 2019 года. Первый в стране питомник для бродячих собак и кошек должны были торжественно подарить городу на 20-летие столицы. К этому времени акимом уже несколько дней как стал Алтай Кульгинов, он только вникал в проблемы города. Питомник достроили – но вручение городу пришлось отложить, потому что встала дилемма: кто будет им управлять.
Как спасают популяцию беркутов в Казахстане
Волонтеры требовали не только питомник, но и большие деньги на его ежемесячное содержание, а ГЧП-проект по передаче здания и обширной территории в управление волонтерам разработан не был, как и дальнейшее его финансирование. Просто отдать его неким астанчанам-волонтерам было невозможно: появились бы вопросы у антикоррупционщиков и прокуратуры. Вариант же с передачей питомника "Астана-Ветсервису" отвергал глава учреждения Данияр Абдулов – он не хотел принимать его на баланс, о чем заявил прессе, поскольку считал, что от питомника будет слишком много проблем, а самое главное – он не решит вопрос с бездомными собаками.
"Отдам собаку в хорошие руки"
Волонтеры заявляли, что будут ухаживать за собаками, кормить их, если получится – тренировать и затем передавать астанчанам, которые хотят завести себе питомца.
В "Астана-Ветсервис" настаивали на том, что это утопия, и большинство животных, которые сейчас находятся в изоляторе по адресу Аксумбе, 1 никогда не найдут себе хозяев, потому что это уже взрослые животные, привыкшие жить сами по себе, в стае, они не поддаются дрессировке или попросту опасны. А люди в большинстве своем хотят взять себе щенка, которого сами смогут воспитать и у которого за спиной не будет привычек к бродячей жизни.
"Если продолжать накапливать бродячих животных, то вскоре и новый питомник лопнет, – говорил летом 2019 года замдиректора "Астана-Ветсервис" Медет Кылышбаев. – Сразу будет 500 собак и ежедневно будет добавляться ещё 20 собак и кошек. Потом начнут сажать по две собаки в один вольер, а дальше что (строить еще один питомник – Sputnik)? Должен быть расчет: собака адекватная – переходит дальше. Неадекватная, агрессивная, просто больная – кто ее возьмет?"
Выход в "Астана-Ветсервис" видели только один: в поголовной стерилизации бездомных животных, чтобы они, по крайней мере, не могли плодиться. Со временем это привело бы к тому, что число бездомных собак и кошек уменьшилось – и тогда можно было бы реализовать идею волонтеров с питомником. Однако средства на поголовную стерилизацию собак и кошек не выделяют. Это приводит к тому, что они плодятся в больших количествах не только на улицах города, но и в самом изоляторе.
"Зависший питомник" и пробелы в законе
В итоге здание "зависло" в воздухе на несколько месяцев. В это время волонтеры снова развернули в соцсетях кампанию против "Ветсервиса", обвиняя службу отлова в жестокости.
К октябрю-ноябрю 2019 года акимат все-таки постановил передать здание в управление "Астана-Ветсервису". Но переселить собак из изолятора по адресу Аксумбе, 1 в питомник не представлялось возможным из-за несовершенства законов.
Почему Казахстану нужен закон о защите животных
Казахстанское законодательство в принципе не предусматривает содержание бродячих животных – только отлов и уничтожение.
В законе "О ветеринарии", в статье 10 "Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения", в пункте 4.9 говорится, что в обязанность акиматов и подведомственных учреждений, таких как "Астана-Ветсервис", входит "организация отлова и уничтожения бродячих собак и кошек".
"Если бы между словами "отлов и уничтожение" стояло слово "содержание", тогда нам бы могли выделять деньги на содержание собак. Но поскольку в законе говорится лишь об отлове и уничтожении бродячих собак и кошек, то не существует и бюджетного кода для программы по их содержанию, а значит, нам не могут выделять на это деньги", - объяснил глава столичного "Ветсервиса" Данияр Абдулов.
Тем не менее, раз питомник все-таки поручили отдать "Ветсервису", то часть денег, предназначенных на отлов и уничтожение, приходится тратить на содержание животных, которые содержатся в новом питомнике.
Поскольку в питомнике (и этим он отличается от изолятора на Аксумбе, 1) нельзя содержать абсолютно всех собак и кошек, а можно только породистых, то сейчас на большой территории в три гектара живут лишь 12-13 породистых собак и около десятка породистых кошек. При этом государство тратит очень большие деньги на саму территорию и на коммунальные услуги для здания, находящегося на этой территории рядом с автоЦОНом.
Что будет, если сейчас открыть питомники во всех регионах
Если открыть такие же питомники, но не внести изменения в законодательство, то проблемы, которые стоят перед столичными зоозащитниками, умножатся на 17 (по числу регионов).
Будут ли сажать в тюрьму живодеров в Казахстане
Однако даже изменение в законодательстве и увеличение финансирования на содержание собак и кошек все равно не решат вопрос с бродячими животными, если не принять программу по массовой их стерилизации. Просто в один день все питомники переполнятся, и придется либо строить новые, либо отпускать собак и кошек на волю, либо начать снова их уничтожать.
У каждого своя правда
В этой истории действительно у каждого своя правда и в то же время свои претензии к другим сторонам. Волонтеры считают, что служба отлова в "Ветсервисе" бесчеловечна по отношению к животным; "Ветсервис" - что у волонтеров есть свои виды на питомник, в борьбе за который те могут идти на провокации, а кроме того, что идея с питомником крайне сырая и нуждается в серьезной доработке; многодетные матери возмущены тем, что государство выделяет слишком большие деньги на бездомных животных; акимат Нур-Султана хотел воплотить в жизнь гуманистическую идею доброго отношения к братьям нашим меньшим, но из благого намерения родилась большая проблема.
Тем не менее вопрос этот не из числа нерешаемых, и сторонам нужно только детально разобрать законодательство, определиться с приоритетами и финансированием.