Ошибки в учебниках: кто виноват и когда их исправят - ответ главы Минобразования

© Sputnik / Абзал КалиевШкольные учебники, иллюстративное фото
Школьные учебники, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Учебники в Казахстане писали неподготовленные авторы, а проверяли – такие же эксперты. Такой вывод можно сделать, исходя из ответа министра образования на вопрос об ошибках в учебниках и образовательных программах

НУР-СУЛТАН, 3 сен — Sputnik. В Казахстане будут готовить авторов учебников и экспертов, а также тестировать новые материалы и учебные программы не меньше года, заявил корреспонденту Sputnik Казахстан министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Лермонтов жил 127 лет?

Ошибки и опечатки в учебниках находили и раньше. Но с этого года Казахстан перешел на обновленное содержание, а школьники – на дистанционку, которую им помогают осваивать родители. Поэтому, начиная с 1 сентября, в социальных сетях появляются фотографии, видео и скриншоты опечаток, ошибок и непонятно сформулированных заданий.

Например, в учебнике по литературе за седьмой класс указано, что поэт Михаил Лермонтов прожил целых 127 лет.

© Photo : скрин из учебниковОшибки в учебниках
Ошибки в учебниках: кто виноват и когда их исправят - ответ главы Минобразования - Sputnik Казахстан
Ошибки в учебниках

В истории Казахстана за восьмой класс было неверно указано время и место захоронения лидера освободительного движения Махамбета Утемисова.

Автор учебника по истории Казахстана извинился за грубые ошибки

Вопрос о недочетах в отечественных учебниках дошел даже до Администрации президента, комментировать острую тему накануне нового учебного года пришлось первому заместителю руководителя АП Даурену Абаеву.

Оказалось, что произведения некоторых отечественных классиков не вошли в программу обучения. Вместо них в учебник "Казахская литература" почему-то попали Джек Лондон и Расул Гамзатов.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ознакомился с результатами проверки учебников и дал министерству образования и науки поручение исправить недочеты.

Издатели казахстанских учебников пожаловались на "пиратов"

Есть ошибки и на электронных платформах – неправильные ответы к задачам, грамматические ошибки заметили родители, вынужденные заниматься с детьми на дистанционке.

Проблема есть, решение найдено

В Минобразования проблему признают, министр лично высказывался об ошибках в учебниках.

"К обновленному содержанию страна приступила с 2016 года, начали появляться совершенно новые учебники. Вопросы у общественности, как к содержанию, так и вопросы, связанные с ошибками, есть. По многим учебникам раньше либо не было апробации, либо она проводилась только частично. Очень важно до массового тиражирования, чтобы минимум один учебный год учебник проходил апробацию в пилотных школах. Там учителя уже видят, какие есть проблемы, какие недостатки, как их можно устранить", - пояснил Аймагамбетов.

Система подготовки учебников полностью пересматривается, заверил министр. Вина за ошибки в учебниках не только на издательствах или авторах - утверждают учебник комплексно.

Поэтому в Казахстане вводятся внешняя экспертиза, общественная экспертиза и апробация.

Авторов научат писать учебники правильно

По словам главы Минобразования, очень важна подготовка авторов. Как оказалось, раньше в Казахстане авторов не обучали правильному составлению учебника.

"Не было специальной подготовки. Если это представитель высшей школы или учитель – этого недостаточно. Потому что хороший учитель – не всегда хороший автор. Поэтому мы в настоящее время проводим работу по обучению авторов. Есть целая наука – "учебниковедение", закономерность написания учебников. Есть новые программы и новые подходы", - рассказал Аймагамбетов.

Почему казахстанцы выбирают российские интернет-школы

Эта работа проводится министерством образования и науки совместно с издательствами.

"Эксперт не может оценить учебник за неделю"

Есть проблемы и с профессиональными экспертами, которые дают заключение.

"Когда готовят учебник, его отдают на экспертизу. Раньше экспертизу проводили за 7 дней. За такой срок прочесть учебник, дать полноценный ответ, полноценный анализ невозможно", - подчеркнул министр.

Кроме того, со слов министра, ранее экспертами могли выступать и учителя.

"На эти семь дней приглашают учителей из регионов. Хороший учитель может быть знатоком своего дела, но это не означает, что он будет хорошим экспертом именно по учебникам. Поэтому эксперты должны быть сертифицированные, проходить соответствующие курсы. Эксперты должны знать, как готовят учебники, как проводить экспертизу", - подчеркнул Аймагамбетов.

"Слепая" экспертиза

Сейчас министерство приступило к сертификации экспертов, к тому, что будет слепая экспертиза учебников.

В Казахстане не выпускали учебники сексуального просвещения для детей

"Экспертиза будет (проходить - Sputnik) не за короткий промежуток времени, а в течение года. Все учебники и типовые учебные программы будут проходить апробацию. Мы рассматриваем эти вопросы комплексно. Новая концепция подготовки учебников уже готова, реализуется. Думаем, что в дальнейшем таких ошибок не будет", - заверил министр.

Электронные платформы: на ошибках учатся

Что касается обучающих онлайн-платформ, в ведомстве просят информировать об ошибках.

"Мы также готовы рассмотреть и дать соответствующие поручения, чтобы исправили. Мы ввели новую норму (дистанционное обучение – Sputnik). Cчитаем, что платформы, так же как и учебники, должны проходить педагогическую экспертизу", - пояснил Аймагамбетов.

Однако для тщательной проверки не было достаточно времени.

В Казахстане изменили подход к оценкам знаний школьников

"Понятно, что сейчас очень мало времени, много уроков, необходимо, чтобы была апробация, но в связи со сжатостью времени фактически с колес готовят уроки. Сейчас системно проводим педагогическую экспертизу всех этих платформ и контента", - заключил он.

Напомним, что с 1 сентября большинство учащихся приступили к дистанционному обучению. Очная форма разрешена в формате дежурных групп для младших школьников, а также для учащихся малокомплектных школ.

Лента новостей
0