АЛМАТЫ - 30 авг, Sputnik. В первые годы после катастрофы сюда приезжали родственники погибших и сотрудники аэропорта. Сейчас у памятника устраивают пикники, а вокруг пасут скот, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Обелиск в виде радара, на котором высечены координаты и дата трагедии – одно из памятных мест. Ранее было известно немногим, поскольку находилось вдали от дачных поселков.
Теперь от линии разросшегося города Алматы его отделяет всего 8 километров, вплотную подступили дачи, а близость к трассе и нахождение на возвышении, оборудованная площадка под заботливо высаженными деревьями превратила мемориал в "кемпинг".
Как рассказывают местные жители, сюда часто приезжают автомобили. Если люди не едут выше в горы, то отдыхают на полянке.
Впрочем, туристов становится меньше, потому что конкуренцию им теперь составляют коровы и овцы местных чабанов.
Для защиты от скота мемориал обнесли колючей проволокой и веревками.
Что произошло с самолетом Ту-134
История крушения самолета хорошо изучена. Ровно 37 лет назад 30 августа самолет Ту-134 с бортовым номером СССР 12569 Казанского авиаотряда выполнял рейс "Казань – Челябинск – Алма-Ата" и прибывал в ночное время.
Ту-134 находился на высоте 1 800 метров, а Ил-62 - на 300 метров выше, но получил право на посадку первым.
В нарушение правил Ту-134 было дано указание на отворот вправо, снижение до 900 метров и выполнение четвертого разворота вне схемы, а также занятие высоты на уровне 600 метров ночью над горным районом с минимальной безопасной высотой 4 620 метров.
Не выходили из больницы несколько дней: как врачи спасали пассажиров Bek Air
Диспетчер в это время занимался посадкой Ил-62 и в течение полутора минут не контролировал полет Ту-134.
После срабатывания системы предупреждения опасного сближения с землей экипаж лишь за 1-2 секунды до катастрофы начал набор высоты и это не спасло самолет.
Во время разворота Ту-134 плашмя столкнулся с горой Долан в 36 километрах от аэропорта на высоте 690 метров – всего на 24 метра ниже ее вершины и взорвался в 23:17 по местному времени.
Обломки самолета и фрагменты тел разметало в радиусе до полукилометра.
Девять национальных трауров за годы Независимости – хронология трагедий в Казахстане
На борту находились 84 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли.
Родственникам о трагедии сообщили лишь следующим утром.
После проведения расследования причиной трагедии признали ошибку экипажа и ошибку служб управления воздушным движением.
Диспетчер аэропорта Алма-Аты Виталий Илющенко получил 12 лет лишения свободы. Руководитель полетов - 8 лет.