Олимпиада-80: как казахстанский телевизионщик стал частью легендарного события

© Sputnik / А. Князев / Перейти в фотобанкТоржественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.
Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок. - Sputnik Казахстан
Подписаться
В организации трансляции Олимпийских игр 1980 года в Москве принимали участие специалисты из всех союзных республик

АЛМАТЫ, 17 июл — Sputnik. Ветеран казахстанского телевидения Владислав Богусевич в далеком 1980 году стал одним из немногих казахстанцев, которому довелось обслуживать телевизионную технику, использовавшуюся для трансляции игр.

О том, как советское телевидение отработало главное спортивное событие XX века в СССР и почему удалось избежать малейших сбоев в работе, он рассказал корреспонденту Sputnik Казахстан.

Долгая дорога в Москву

Все, что происходило с ним в те особые дни, Владислав Богусевич помнит так хорошо, словно это было вчера.

Дорога на Олимпийские игры 1980 года для Владислава Леонидовича, тогда еще молодого специалиста казахстанского радиотелецентра, располагавшегося в Алма-Ате, началась задолго до самого события. 

© Sputnik / Тимур БатыршинВладислав Богусевич
Олимпиада-80: как казахстанский телевизионщик стал частью легендарного события - Sputnik Казахстан
Владислав Богусевич

По его воспоминаниям, мысль и желание поработать на Олимпиаде пришли совершенно случайно, когда на глаза попались материалы по предыдущим играм, прошедшим в канадском Монреале в 1976 году. Узнав, что для их проведения было привлечено огромное количество технических специалистов из разных стран, он загорелся идеей попасть на главное мировое спортивное событие, которое должно было состояться в Москве.

С этим 33-летний Богусевич и пошел к своему начальнику - Вадиму Лезникову, который на тот момент уже долгое время был главным инженером республиканского радиотелецентра.

"Тогда время от времени у нас здесь появлялись литовцы, которые монтировали какое-то оборудование. В итоге я эту идею закинул, и через некоторое время (это было в 1978 году) Лезников мне говорит: "Если хочешь, литовцы приглашают нас в Шауляй - работать на радиозавод", - рассказал Богусевич.

Иностранцы и ярмарка билетов – чем жила Москва в дни Олимпиады-80

Шауляйский радиозавод занимался изготовлением нового технологического телевизионного оборудования.

"Практически в Союзе это был единственный такой завод. И мы поехали: Вадим Лезников, Талгат Маусымбаев (к сожалению, ныне покойный) и я. В Литве, на этом заводе, мы готовили как раз оборудование, которое потом установили на олимпийском телерадиокомплексе в Москве. Проработав два года там, мы уже были в теме и, когда начался монтаж оборудования – это уже было в 1979 году – мы долго-долго были в Москве", - вспоминает Владислав Леонидович.

Технические тонкости и важные хитрости

В Москву казахстанская бригада телевизионщиков прибыла уже в начале мая, за два месяца до официального старта Олимпиады. И работы, по воспоминаниям Богусевича, было более чем достаточно. Вместе с ними в столицу СССР приехали телевизионщики из остальных союзных республик.

"Технарей там практически не было. А были в основном операторы и режиссеры спортивного вещания. Сколько точно людей, я сейчас сказать не могу. Около пятнадцати человек: восемь операторов, нас – трое универсальных технарей, и была бригада передвижной телевизионной станции, которую Казахстан должен был забрать по завершении Олимпиады. То есть эта станция готовилась именно для КазССР, но должна была сначала отработать на Олимпиаде. И так для каждой республики. Это было очень разумное решение - так называемое наследие, которое осталось от этого крупного мероприятия", - рассказывает Владислав Богусевич.

© Sputnik / Александр Лыскин / Перейти в фотобанкГости XXII Олимпийских игр - туристы из Ирака в павильоне "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР
Олимпиада-80: как казахстанский телевизионщик стал частью легендарного события - Sputnik Казахстан
Гости XXII Олимпийских игр - туристы из Ирака в павильоне "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР

Ветеран телевидения вспоминает, что сразу по прибытию за ним закрепили станции Ижевска, Казани и Поволжья. На каждой из них был свой эксплуатационный персонал, но за исправность оборудования как технический руководитель отвечал именно он.

Работу удалось наладить так, что за все время трансляций Олимпийских игр не произошло ни единой неординарной или экстренной ситуации. И это несмотря на то, что с точки зрения современности техника была крайне ненадежной и часто выходила из строя. А спасало ситуацию так называемое многократное резервирование. 

"Что это? Если говорить на примере передач, которые мы делали здесь, в Алма-Ате, например, надо было поставить камеру на крышу дома ЦК Компартии, чтобы оттуда снимать. Камера находится на удалении. А так как вероятность ее выхода из строя очень велика, а важность этой камеры, снимающей общий план, очень серьезна, туда приносили кучу дополнительных запасных частей: видоискатель, какие-то блоки, которые потенциально могут выйти из строя. Все для того, чтобы в случае чего моментально можно было реагировать и решать возникшие сложности без особых проблем", - объясняет Владислав Леонидович.

© Sputnik / Борис Приходько / Перейти в фотобанкГости XXII Олимпийских игр - туристы из ФРГ на Красной площади
Олимпиада-80: как казахстанский телевизионщик стал частью легендарного события - Sputnik Казахстан
Гости XXII Олимпийских игр - туристы из ФРГ на Красной площади

Так делалось и в Москве, на Олимпиаде. Владислав Богусевич отметил, что в Москве были задействованы сильные технические службы и квалифицированные специалисты.

"Все был устроено настолько серьезно, что, помимо техперсонала, на всех точках, откуда велись трансляции, постоянно присутствовали проектировщики и изготовители техники, чтобы в случае чего отреагировать мгновенно. А вот на наиболее важных точках и событиях Олимпиады организаторы все же предпочитали полностью минимизировать риски. Здесь использовались телевизионные станции зарубежного производства. Прежде всего – французские. Их также закупали специально для Олимпиады", - поделился Богусевич.

Саблист об Олимпиаде-80: национальность была одна – член команды

Под грузом колоссальной ответственности

По словам Владислава Богусевича, все, кто работал на Олимпийских играх 1980 года, постоянно испытывали чувство глубокой ответственности. Промашка в тот или иной момент, сломавшаяся неожиданно техника, прерванная трансляция могли ударить не только по имиджу страны, но и лично по каждому, кто обеспечивал бесперебойную работу.

"Дело в том, что вся система советского телевидения и радиовещания, была, если так можно выразиться, полувоенная. "Техническая остановка" – это был термин, который вызывал у нас просто дрожь. Если что-то случалось, у нас были определенные временные категории: до минуты, больше минуты и так далее. И вот при определенных условиях мы обязаны были докладывать об этой техостановке в Москву: "…имело место быть вот так вот и так вот". Это не только на Олимпиаде. Хотя там тоже работала служба технического контроля. Все контролировалось и проверялось", - вспоминает Богусевич.

Закулисье Олимпиады-80: миф о записке от Брежнева и правда о бойкоте

Великое телевизионное братство

По воспоминаниям Владислава Леонидовича, такого числа сотрудников телевидения, как работало на Олимпиаде-80, в одном месте он больше не встречал никогда, хотя в течение жизни ему приходилось заниматься и другими грандиозными проектами.

Все время, которое пришлось провести в Москве, телевизионщики со всего СССР жили обособленно, в общежитии Института инженеров транспорта, недалеко от ВДНХ. Это огромное здание высотой восемь-девять этажей "… было битком набито работниками Гостелерадио, а площадка перед ним была заставлена телевизионными передвижными станциями". 

© Sputnik / Владимир Федоренко / Перейти в фотобанкЖурналисты во время соревнований на Олимпиаде-80
Олимпиада-80: как казахстанский телевизионщик стал частью легендарного события - Sputnik Казахстан
Журналисты во время соревнований на Олимпиаде-80

"В общем, это было такое огромное телевизионное братство союзное. До распада СССР вся телевизионная система была очень близка. Я знал практически всех ведущих технических директоров радиотелецентров, начиная от Риги и до Владивостока. В любой момент мне мог поступить звонок: "Я такой-то, приехал из Махачкалы…". Все. Человек наш и, главное, организовать, обеспечить, помочь. В самом широком смысле этого слова. И, будучи где-то в командировках (а после Олимпиады я довольно быстро стал главным инженером, а потом и директором телецентра), где бы я ни оказывался – в Таллине, в Киеве… я был дома везде", - вспоминает Владислав Богусевич.

По его признанию, встречались и общались между собой телевизионщики не только в рабочее время. Каждый раз, когда выдавалась свободная минутка, они вместе гуляли по городу, посещали кафе и рестораны. Благо, проблем с отсутствием мест, в особенности в дни проведения Игр, в Москве не наблюдалось.

Медали казахстанцев на Олимпиаде-80

"В городе было организовано очень много таких легких финских кафетериев, ресторанчиков быстрого питания. Там были продукты, напитки, даже пиво, чего никогда не было до этого. В тот период там было все. И мы, имея бейджи, были вхожи вот в эти круглосуточные заведения, где были транспортеры, подносы, разовая посуда. Для тех времен это было совершенно необычно. Позволяли, конечно, себе отдыхать. Немножко и спиртные напитки употребляли. Но, естественно, были определенные какие-то меры. Наше общежитие, и вообще все объекты контролировали посты милиции. За этим делом следили. И были даже показательные наказания, когда кого-то отправляли домой за ненадлежащее поведение в нетрезвом виде", - делится воспоминаниями мэтр казахстанского телевидения.

"Как улетал Миша – не видел"

По признанию Владислава Богусевича, для него Олимпиада-80 была больше интересна не как для болельщика, а с профессиональной точки зрения. Именно поэтому чаще всего он бывал не в столь интересных в спортивном плане местах. Долгое время он проработал на передвижной станции, которая стояла на Советской площади, у памятника Юрию Долгорукому, прямо напротив Моссовета.

"Олимпийский огонь сначала завезли в Моссовет, потом он там ночевал, а оттуда его понесли на стадион в Лужники. Поэтому долгое время я провел на передвижных станциях вдоль трассы Олимпийского огня. Весь подготовительный период до начала Олимпиады я был там. Спортивная часть меня как-то не сильно интересовала", - говорит Богусевич.

При этом, по его словам, дух открытости, теплоты и дружбы между народами разных стран ощущался не только на стадионах и других спортивных объектах, но и повсеместно: люди улыбались, были вежливыми и внимательными друг к другу. И испортить праздник не смогли ни бойкот Олимпийских игр, объявленный странами западного мира из-за ввода советских войск в Афганистан, ни другие мелкие пакости и провокации, которые устраивали отдельные, изначально настроенные на это зарубежные туристы.

Как создавалась музыка для Олимпиады-80: вспоминают звезды

При этом, отмечает Богусевич, каких-либо серьезных эксцессов удалось избежать благодаря принятым исключительным мерам безопасности: милиция была лишь видимой частью системы по охране порядка.

Наибольшая же ответственность возлагалась на сотрудников спецслужб, коих в дни Олимпиады среди гостей игр было великое множество. Они мгновенно реагировали на любое мало-мальски подозрительное поведение людей, вне зависимости от того, были это советские граждане или иностранцы.

Даже бейдж, указывающий на то, что человек принадлежит к числу организаторов и обслуживающего персонала мероприятия, не давали гарантию того, что они не обратят на него свое особое внимание. 

© Sputnik / Александр Лыскин / Перейти в фотобанкГости XXII Олимпийских игр - туристы из Великобритании в павильоне "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР
Олимпиада-80: как казахстанский телевизионщик стал частью легендарного события - Sputnik Казахстан
Гости XXII Олимпийских игр - туристы из Великобритании в павильоне "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР

"Несколько раз бывало, что идешь по Лужникам, и чувствуешь на себе такой испытывающий взгляд кое-кого, сидящего в штатском. Но если я иду отчетливо, откуда-то, куда-то, понятно, что с определенной целью, не верчу головой, то никаких претензий. Но стоит только мне остановиться или отвлечься: "Ну-ка, сейчас я посмотрю…", моментально подойдут и спросят: "Вы, собственно, кто и что?". Кстати, из-за этого я и не увидел, как улетал Миша. Хотя очень хотелось. Я туда приехал, там болтался и как раз напоролся на эту ситуацию, когда либо я должен был непрерывно ходить, делая вид работы, кругами, чтобы не привлекать внимание чекистов, либо… В общем, ходил, ходил, но потом уехал оттуда. Не помню сейчас уже, по каким обстоятельствам. В общем, улетающего Мишу я пропустил", - вспоминает Владислав Леонидович.

Как увозили домой олимпийское "наследие"

Для обслуживающего телевизионные трансляции персонала работа на Играх не закончилась с их завершением. На то, чтобы собрать всю систему, развернутую в городе к главному спортивному мероприятию четырехлетия, потребовалось несколько недель.

© Sputnik / Тимур БатыршинБлагодарственное письмо от организаторов Олимпиады в Москве
Олимпиада-80: как казахстанский телевизионщик стал частью легендарного события - Sputnik Казахстан
Благодарственное письмо от организаторов Олимпиады в Москве

Главной задачей бригад, которые приехали на помощь к столичным коллегам из других республик, было укомплектовать передвижные телевизионные станции (ПТС), их отправляли в гостелерадиоцентры страны.

"А потом, там, на спортсооружениях, когда закончились все мероприятия, буфеты, столовые и так далее остались еще забиты финскими и всякими иностранными продуктами. А людей уже не было. И мы свою передвижную станцию, и особенно вспомогательный автобус, буквально забили Пепси, Кока-Колой и другими продуктами, которых в свободном доступе в то время просто не было. И потом, в Алма-Ате, с нетерпением ждали, когда ПТС-ки наши придут. Они недели две шли, а мы с коллегами, которые не попали на Олимпиаду, с нетерпением их ждали", - не сдерживая смеха, рассказывает Богусевич.

Кстати, техника, привезенная в Казахстан с московской Олимпиады, еще долго работала на телевидении. И даже когда оборудование устарело, было принято решении о реконструкции ПТС: старую технику заменили на новую, а автобус финского производства, собранный на базе КамАЗа, комфортабельный и технологически удобный, все колесил по крупным мероприятиям страны даже после обретения Казахстаном независимости.

Как работали переводчики VIP-гостей Олимпиады-80

Вспоминая работу на Олимпиаде-80, Владислав Богусевич соглашается с тем, что это событие стало, пожалуй, самым крупным, значительным и запоминающимся в его жизни. В один ряд с ним, как по сложности поставленных задач, так и по возложенной на него ответственности, он ставит только визит в Астану главы Римско-католической церкви Папы Римского Иоанна Павла Второго, прошедший в конце сентября 2001 года. Но это - уже совсем другая история.

Лента новостей
0