АЛМАТЫ, 6 июл — Sputnik. Всеказахстанская премьера постановки, в 2019 году серьезно встряхнувшей не только театрально-концертную общественность, но и всех коренных алматинцев, состоится 6 июля в 19.00 в эфире "Седьмого канала" и на Tengri TV. О том, как создавался первый казахстанский рок-мюзикл, переносящий зрителей в далекие 80-е, в город у подножья гор, корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал его автор, известный казахстанский музыкант, лидер группы Motor-Roller Ильяс Аутов.
От идеи до воплощения: как создавался мюзикл
- Ильяс, в двух словах, для тех, кто не видел, о чем мюзикл "Три дома с окнами во двор"?
- Все просто. Мюзикл повествует о том, как в те далекие годы складывались судьбы главных героев, трех друзей – двух парней и девушки. Они живут в одном дворе, растут, взрослеют, справляются с трудностями. При этом, несмотря ни на что, они верны дружбе, умеют хранить привязанность друг к другу и в любой ситуации сохраняют честь и достоинство.
- Работа над любым мюзиклом – это тяжелый труд. Нечто особенное. Не музыка, которой вы занимались прежде, а уже театр. Что вас побудило сделать столь резкий поворот в творчестве?
- Толчок для создания этого мюзикла дал мой друг Эдуард Огай – человек известный в нашей стране. Он предложил сделать историю о нашем поколении. Историю, которая рассказала бы сегодняшним юным ребяткам о том, что нет края лучше, чем своя Родина, что никогда не стоит отчаиваться, что жизнь – штука сложная и полна неожиданностей, но ее нужно уметь любить и, несмотря ни на что, всегда верить в себя. И тогда все получится. Эдуард подал идею мюзикла и подсказал его сюжет, поэтому я считаю именно его основным автором этого произведения.
Шпагат на кухне: как артисты алматинского театра проводят карантин
- Как я понимаю, сюжет мюзикла – рассказ о том, как жили люди в далекие 70-80-е годы, оказался вам очень близок. Что это? Тоска по Советскому Союзу?
- Этот сюжет оказался близок всем, кто видел мюзикл. Мне иногда говорят: "Ты отстал от времени, у тебя вечная ностальгия". Да, я отстал и сделал это намеренно! Но не от времени, от него отстать невозможно - ведь вольно или невольно, но мы все живем в одном пространственно-временном континууме. Я отстал от сумасшедшего экспресса под названием "постмодернизм", в котором вот уже 30 лет трясется большинство наших сограждан. В этом битком набитом составе люди, подгоняемые чертями, словно приняв транквилизаторы, носятся по вагонам, отпихивают друг друга локтями, грызутся за "лучшие" места. Они любят только себя, впопыхах едят, спят, занимаются любовью, рожают детей, которых потом тоже заставляют участвовать в этой адской гонке.
Но весь фокус состоит в том, что поезд этот носится по замкнутому и порочному кругу, и увидеть это может только тот, кто сойдет с него. Постмодернизм – это ложь, гниль и синтетика. В нем практически нет ничего настоящего – только заменители, только фастфуд. Фастфуд на столе, в отношениях между людьми, на сцене. От него веет жутким холодом, потому что никто не делится с ближним своим теплом.
Как собиралась труппа единомышленников
- Многие обратили внимание на то, что в творческом коллективе почти нет казахстанских знаменитостей – актеров, артистов сцены. Откуда все эти люди, задействованные в постановке?
- Не привлекать профессионалов было ходом необычным и рискованным. Это могло превратить всю идею в капустник какой-нибудь. Но мы все же решили провести кастинг для всех желающих, решили делать "народный" мюзикл. Всего в нем приняло участие около пяти тысяч человек, из которых отобрали только пятьдесят. Была создана комиссия в лице Дмитрия Скирты и Антона Митнева – они отбирали людей по актерским качествам, Костя Дихнов – постановщик всех наших танцев, а я отбирал людей, которые подходили бы по своим вокальным данным. Мы рискнули набрать людей с улицы еще и потому, что сами прошли очень трудный путь становления как творческие люди, каждый из нас пробивался долго и без блата. Поэтому мы очень хорошо понимали, как непросто сегодня молодым людям, которые хотят сделать что-то стоящее. Мы им дали шанс принять участие в настоящем деле, и они его не упустили.
- Пластика, голос, актерское мастерство. Это все параметры, по которым происходил отбор?
- Еще мы смотрели в их глаза: наполнены ли они смыслом, горят ли. Не блестят, как при виде золота, а именно горят – живым огнем, идущим из самого сердца. В итоге набралась очень разношерстная, но органичная труппа - труппа единомышленников! Мы отобрали всех с идеальной точностью. Нет ни одного лишнего человека, ни одного чужеродного тела в нашем большом организме. И, самое главное, что ребята, пройдя такой жесточайший отбор, с благодарностью оценили это. Они отдавались работе целиком. Репетиции шли иногда по 12 часов, и никто не ныл. И это очень меня радует. Это не халтура. Мы поймали что-то неуловимое.
Звезды "Астана Опера" в самоизоляции исполнили песню Абая онлайн
- Сколько времени потребовалось на путь от идеи до окончательного результата?
- Только кастинг шел несколько месяцев. А еще нужно было написать порядка четырнадцати новых песен, что и было сделано за короткий срок – за неполных девять месяцев. В спектакль хорошо вписались и некоторые наши старые песни. В том числе и "Песня о советском детстве", которая открывает и, на мой взгляд, определяет настроение всего мюзикла.
Ты помнишь, брат, как это было?
- Вообще, группа Motor-Roller и вы, как ее бессменный лидер, в Казахстане известны очень давно. А как все начиналось?
- Все начиналось с обычного мальчишеского увлечения. Алма-Ата была битломанским городом. В школах и вузах от "битлов" и музыки той эпохи все просто с ума сходили. Мы находили где-то фотографии, перефотографированные сотни раз из каких-то журналов. Каждый обязательно заводил себе дневник, куда вклеивал лики кумиров. И вот в один роковой день эта любовь к рок-н-роллу переросла в опасное желание посвятить всю свою жизнь музыке. Опасное, потому что на дворе были 90-е – время страшных испытаний, выпавших на долю наших людей.
- Первые ваши известные песни, такие как "От Бишкека до Алматы", "Чинзано" и другие, были легкие, во многом лирические. И вдруг произошел резкий перелом. Появились песни "Брестские крепости", "Песня о войне", "Сталинград", другие. Что произошло?
- Произошло то, что называется естественным ростом. Каждый, кто хочет расти – растет, но никто не знает, во что он вырастет и к чему придет. Наше стремление развиваться привело к тем песням, о которых вы сказали выше.
- Не сложным переход был?
- Нет. Меня с самого начала перестройки возмущал хлынувший к нам мощный поток дряни, который постепенно вымыл почти все хорошее. Раньше меня окружали нормальные люди, с ясными мыслями и широкой душой. Но потом многие из них резко изменились, и я не понимал, почему это случилось.
У меня было много хороших друзей. Был прекрасный класс, полный умниц и единомышленников. Был мир, где говорили не о шмотках и тачках, а о музыке, искусстве, о науке. Мы никогда не опускались до примитивных, обезьяньих соревнований на тему, кто первым купит модный гаджет или первой отрастит силиконовую грудь. Мы соревновались в том, кто первым прочтет новую книгу.
"Астана Опера" покажет свыше 20 спектаклей онлайн летом
Нам подменили настоящие ценности и настоящие понятия, о чем сегодня многие горько сожалеют. Поэтому у нас стали появляться такие песни, как "Брестские крепости".
Дань памяти героическим предкам
- Почему военная тематика занимает так много места в вашем творчестве?
- Великая Отечественная война – это единственная оставшаяся базовая, корневая система, которая объединяет народы бывшего Советского Союза. Это общая трагедия, общая история, общая боль. И общая Победа.
Тема войны всегда глубоко трогала меня. Война - она показывает все, как есть. Все маски с людей спадают. Отношения становятся предельно настоящими.
Это не был продуманный и просчитанный шаг, типа "А давайте напишем цикл о войне". Просто получилась "Песня о войне".
После "Песни о войне" я ведь долго ничего не писал на эту тему. Но со временем тема стала сама требовать своего продолжения, потому что опять начались попытки переписывать нашу историю.
Песня – это ведь оружие мощное. Так как я умею сочинять иногда что-то неплохое, то был не вправе остаться в стороне, когда поднимает голову нечисть и говорит, что наши предки были дураками и защищали чужую родину.
Патриот любит Родину, молча делая свое дело
- Motor-Roller – чисто казахстанская группа, и вдруг – мы видим вас в Москве, в других городах России, в больших концертных залах, очень серьезных. Как это произошло? Кто-то обратил на вас внимание или вы сами пытались пробиться туда?
- Целенаправленно пробиваться за рубежом мы прекратили давно, так как вовремя поняли, что современный шоу-бизнес – западный, российский, наш - выстроил глухую стену, которая не пропускает никого, кто говорит о живом и человечном.
Грузинский ансамбль спел песню Батырхана Шукенова на казахском
Потом наше творчество попало в резонанс с общественно-политической ситуацией в мире, в частности в странах бывшего Советского Союза. Мы начали активно гастролировать, выступать на различных площадках, в том числе, очень больших и серьезных. В Москве мы уже дважды выступали в Кремле. В общем, мы не ошиблись в наших расчетах – альтернативный шоу-бизнесу механизм есть, и он работает.
- Большинство ваших песен буквально пронизаны идеей патриотизма. Лично для вас, что такое – патриотизм?
- Патриотизм – довольно интимная вещь. Многие считают, что патриотизм - это когда ты сидишь на стадионе, где играет твоя команда в футбол, и орешь, болеешь за нее и готов убить всех, кто против. Нет, это неверно. Патриотизм, прежде всего, это – и я не открою тайну – истинная любовь к своей Родине, к своим согражданам, к своему народу, к тому месту на земле, где ты живешь, и которое обязан защищать. Это умение защитить свою Родину, причем не только с огнестрельным или холодным оружием в руках. А защитить еще интеллектуально и духовно. Отстоять культуру своей страны, науку, образование.
- А кого бы вы могли назвать истинным патриотом? Может из современников, может из воспоминаний прошлых лет?
- Их много среди тех, кто пишет нам письма. Это простые, трудящиеся люди. Сегодня не принято говорить о людях труда. Сегодня это не тренд. Это закрытая тема. О них не снимают фильмы, не поют песни, они не мелькают на экране. То есть те люди, благодаря которым мы существуем, которые производят еду, одежду, средства передвижения и прочие средства нашей комфортной жизни. Рабочий и крестьянин. В отношении их сегодня - полное замалчивание. Словно бы их не существует, словно быть ими стыдно.
Известные оперные певцы Казахстана и России исполнили песню "Журавли" - видео
Сегодня говорят о преуспевающих бизнесменах, о тех, кто умеет красиво жить и так далее. Но это все ягодки – плоды, которые упадут и сгниют. А вот корни останутся.
Ильяс Аутов
Творческая биография Ильяса Аутова и алматинской рок-группы Motor-Roller, бессменным лидером которой он является, началась в 1993 году. Именно Аутов является автором практически всех текстов и музыки коллектива. За годы существования в команде принимали участие различные музыканты, было проведено немало творческих экспериментов. Группа записала семь альбомов и выпустила более десяти клипов, которые ротируются на телеканалах ближнего и дальнего зарубежья.