НУР-СУЛТАН, 4 июн — Sputnik, Айгюзель Кадир. Герб Казахстана 28 лет назад мог остаться без пятиконечной звезды, рогов мифических тулпаров и национального орнамента. Против этих элементов выступили депутаты Верховного Совета страны.
Автор одного из главных символов республики Жандарбек Малибеков рассказал в интервью Sputnik Казахстан, кто заступился за символы, почему тулпары – это не совсем Пегасы, и как прочитать по гербу всю историю степи.
Почему пятиконечную звезду хотели убрать с герба
Жандарбеку Малибекову – 78. Бодрый, с добродушной улыбкой он начинает свой рассказ о создании герба суверенного Казахстана, приглашая на прогулку по закоулкам своей памяти.
В конкурсе эскизов на государственные символы он победил в 50 лет. Тогда Малибеков был главным архитектором узбекистанского Самарканда, курировал проекты в Андижане, Намангане, Фергане и других городах.
Премия в 20 тысяч рублей его не интересовала: в деньгах авторитетный специалист не нуждался.
Малибеков вспоминает, как депутаты Верховного Совета в 92-м увидели в пятиконечной звезде на макете будущего герба символ советского прошлого, не поняли смысл национального орнамента "қошқар мүйіз" (бараньи рога) и неприятно удивлялись рогам мифических тулпаров.
"Я принял участие в конкурсе, потому что просто не мог остаться в стороне, когда на моей родине происходили такие исторические события. Тогда я не знал, что были поданы порядка 300 эскизов. На этапе обсуждения предлагал добавить элемент, в котором были круг – солнце, полумесяц и звезда. Луну некоторые депутаты посчитали символом исламского фундаментализма, а звезду – советского прошлого", - поделился Малибеков.
Окончательное слово было за первым президентом Нурсултаном Назарбаевым. Он заявил, что звезда не имеет никакого отношения ни к советской власти, ни к религии.
"Помню, как Елбасы сказал: "У казахов есть выражение, что у каждого человека есть своя звезда. Мы - молодое государство, независимое. У нас своя звезда, свой путь развития". Поэтому соавтором герба я могу назвать Нурсултана Назарбаева", - добавил Малибеков.
Флаг Казахстана мог быть трехцветным
Как прочитать историю Казахстана по гербу
Не угодили некоторым депутатам национальный орнамент "қошқар мүйіз" (бараний рог) и рога тулпаров, продолжил автор герба.
Мифические кони – тулпары – в государственном гербе стали одним из ключевых геральдических элементов. Вот только видеть в них пегасов – ошибочно, отметил Малибеков.
"Крылатые кони пегасы – такой идеи изначально не было. Это потом стали видеть такой образ. Вид крыльев на гербе геральдическим способом показывает то, как большое, среднее и малое звенья перьев, объединившись, как бы "садятся" в седло. Это отражает эпоху объединения трех жузов, согласие между ними. Это можно назвать величием и стержнем Великой Степи. Отражены в гербе и рода, которые не входят ни в один из жузов", - объяснил Малибеков.
По легендам тюркского мира, рог – символ героизма, достатка, богатства и изобилия, развития, отметил Малибеков. Рог символизировал власть, предводительство и смелость.
Удивляющее воображение крылатые кони-лани изображены на головном уборе Золотого человека – сакского принца, жившего более двух с половиной тысяч лет назад. В 1969 году на побережье Биликоля, что в Жамбылской области, было найдено высеченное на камне изображение человека в головном уборе с тремя рогами.
"Присмотритесь внимательнее: в элементе рога в гербе – семь колец. Они обозначают предков до седьмого колена. Казахи говорят: "Жеті атасын білмеген – жетесіз" (Кто не знает своих предков, тот неуч)", - отметил он.
Орнаментом "бараний рог" обозначены две стороны входа в юрту – босага.
В философии казахских орнаментов заложены идеи нравственности, единства, состояния души и мечты, считает Малибеков.
Как утверждали флаг и гимн Казахстана: архивные кадры
Где найти ямочки на щечках на гербе
В изготовлении первого проекта герба принимали участие представители одиннадцати национальностей, поделился Малибеков. Помощниками были его сотрудники в Ташкенте.
"Под моим руководством работали и белорусские парни, и узбеки, и таджики, и туркмены, и корейцы. Я подключил к созданию первого макета конструктора, архитектора, инженера, техника и остальных. Они замучались делать три небольших пера – қауырсын. Тогда я им сказал: "Парни, вспомните девушек с ямочками на щечках. Не ошибетесь". Этот образ им помог в изготовлении", - рассказал Малибеков.
Қауырсын в гербе символизируют молодое поколение, которое продолжает заветы предков. А позвонок – это основа независимости. Знак в зверином стиле известен со времен саков, дополнил автор.
Переход на латиницу: герб с надписью Qazaqstan установили в Акорде
Герб сам проложил себе дорогу
Чем дольше вглядываешься в герб, тем отчетливее перед глазами предстает глубокая сакральность элементов.
"До сих пор в моих ушах звенят слова правоведа-академика, общественного деятеля Салыка Зиманова: "Не ищите в гербе политику, ищите историю и традиции", - пишет Жандарбек Малибеков в своей книге "Герб Казахстана".
Единый шанырак – круговое навершие купола юрты – поддерживают 72 уыка (вогнутые жерди). В них читается концепция "одна страна, один народ, одна цель" - идея вечного государства - Мәңгілік ел.
"Наш герб сам пробил себе дорогу. На этапе эскиза каждый элемент для тех, кто понимал, говорил сам за себя. Во всех 41 элементе – наша история. Создатель и вдохновитель герба – народ", - подчеркнул автор в интервью.
Чертежи, книги, звонки – на карантине профессор, преподаватель Евразийского национального университета Жандарбек Малибеков работает в удаленном режиме.
Сейчас он трудится над авторским направлением в архитектуре – "Ойтек" (Ой тегі – части слова переводятся как "размышление по-казахски" и "национальное происхождение").
По задумке Малибекова, в зданиях обязательно должен присутствовать национальный колорит. Мотивы "Ойтека", по его мнению, должны стать признаками, характеризующими Казахстан…
Государственный герб переливается в лучах солнца, заполняющих комнату. С цветом золота гармонирует небесно-голубой – символ чистого неба, мира и благополучия. В отличительном знаке нет политической подоплеки и демонстрации силы – только уходящая в глубь веков история народа, самобытная культура и широта души.