Читателей с постсоветского пространства вряд ли можно поразить нехваткой продуктов питания или режимными мерами. Да и переживания прошлых поколений об испанке и холере вряд ли стерлись из коллективной памяти. Однако бесконечное нагнетание плохих новостей, на которых сегодня делается почти весь интернет-трафик, очень негативно сказывается на эмоциональном состоянии любого человека. Шутка ли! Почти все СМИ преподносят любые новости о пандемии с кликбейт-заголовками, которые при нажатии на статью оказываются абсолютно «беззубыми».
Например, таргетированная реклама «Срочно! Молния! Ученые признали, что это самый опасный вирус в истории человечества» может оказаться текстом с продолжением о том, что ученые до конца не понимают механизмы коронавирусной инфекции и поэтому априори считают COVID-19 чем-то максимально опасным для жизни. Но дальше по тексту легко может выясниться, что в целом вирус значительно уступает по зловредности многим другим, которые человечеству удалось взять под контроль.
Чем руководствуются создатели таких статей? Догадаться несложно. Чем ярче заголовок, тем больше кликов и переходов на страницу. Однако как обычному человеку выстоять под этой информационной атакой? У любого пользователя, который хотя бы на час задерживается в соцсетях, наблюдаются идентичные симптомы: тахикардия, бессонница, высокий уровень стресса, который каждый снимает по-своему, и редко кто — полезным путем. Психологи единодушны: паника ведет лишь к выработке кортизола, и никакого толка от нее нет.
Отличие страха перед реальной угрозой от паники заключается в том, что первый нам диктует действия, а вторая лишь вызывает негативные эмоции. С точки зрения эволюции, эмоции нам и вовсе не нужны: если в доисторические времена на австралопитека нападал саблезубый тигр, он не садился писать трагичные посты в фейсбуке, а выбирал между двумя задачами: бей или беги.
В контексте сегодняшней новостной повестки ничего не изменилось. Паника — это перекладывание ответственности на воображаемых родителей, то есть на общество, это ненужные метания и истерия. Действия — это четкая логическая цепочка поступков, и в данном случае такая стратегия гораздо более выигрышна для психики.
Бей? Всемирная организация здравоохранения рекомендует простой алгоритм действий: мыть руки не менее двадцати секунд, находиться от других людей на расстоянии около 2 метров, не трогать лицо грязными руками, так как вирус высококонтагиозный.
Беги? Самоизоляция в собственной квартире как мера пресечения инфекции до появления вакцины — единственный метод сдерживания пандемии.
Какой бы вариант вы ни выбрали, постарайтесь обрести контроль над самим собой. Например, психолог Анна Волчек рекомендует написать список дел, которые находятся в вашей власти, и четко их выполнять:
«Люди скупают гречку и туалетную бумагу, потому что это создает иллюзию чего-то подконтрольного им в такой непростой ситуации. Сейчас, когда весь привычный мир рушится, максимально важно сохранить это ощущение».
В свою очередь, психолог Виктор Франкл во время жизни в Освенциме пришел к выводу, что выжили и остались людьми только те, кто пытался каждый день даже в тех чудовищных условиях разрешать себе выбирать. Звучит странно. Казалось бы, что может выбрать обреченный на смерть еврей во времена нацистской Германии? А его выбор, меж тем, был каждую секунду. Осуждать или нет? Сдаваться или нет? Улыбаться в ответ на побои или нет? Греть лицо на солнце или видеть только голод и вшей?
В нашей нынешней жизни в условиях пандемии и экономического кризиса можно провести те же параллели. А где я сейчас? Болен ли я? Есть ли у меня сегодня еда? Со мной ли мои близкие? Есть ли у меня поводы в данный момент беспокоиться о себе? Не потом, не в будущем, а здесь и сейчас.
Кстати, эта техника называется заземление. В момент, когда накрывает паника, очень важно самому себе описать с точностью до деталей, где вы находитесь, кто вы, что с вами сейчас происходит, какие ощущения у вашего тела и какие чувства вы испытываете. И дальше с помощью вопросов переходить к более сложному.
Второй способ оставаться оптимистично настроенным и здоровым человеком — это, как бы банально это ни прозвучало, эмпатия и самоотдача. Аналитик Евгений Милославский считает, что самая главная задача на карантин — развивать свой эмоциональный интеллект:
«В ситуации, когда многие из нас оказались заперты на 24 часа в сутки со своими близкими, тренировать навыки по разделению границ и взаимному уважению личного пространства можно с максимальной эффективностью».
Если переключить внимание со своих лишений и страхов на любого другого человека и попробовать сделать его текущий момент хоть немножко более приятным, тревога уйдет, а вместе с ней уйдет и гормональный сбой, который наносит нам паника.
И третье — это так называемое «правило снеговика». Нужно стараться замечать все хорошее, каждую мелочь, и радоваться ей. И все эти маленькие детали, как снежный ком, в итоге превратятся во что-то большое, цельное и оформленное.
Например, каждый раз, когда вам захочется пожалеть себя или начать стонать о несправедливости мира, вспомните всё прекрасное, за что вы испытываете благодарность. Чем больше таких мелочей замечаешь, тем скорее изменится и физическое состояние. И паника потеряет над вами власть.