НУР-СУЛТАН, 11 апр — Sputnik, Айжан Нургазинова. Жанар Ксанова почти месяц не была дома. Ее место сейчас в карантинном стационаре, где она борется с коронавирусом - принимает на карантин казахстанцев, которые возвращаются из-за рубежа.
Жанар в медицине почти 20 лет. Врач высшей категории, заместитель директора Городской многопрофильной больницы №3 Нур-Султана рассказала корреспонденту Sputnik Казахстан о том, как врачи принимали первых пациентов на карантин.
"Когда наш руководитель Данбаева Жулдыз Сейткамзиновна объявила, что больница будет задействована в развертывании провизорных коек по коронавирусу, в тот момент мы не могли представить, с какой психологической и физической нагрузкой нам придется столкнуться. Мы совершенно не представляли, что нас ждет", - вспоминает Жанар Ксанова.
Однако ни страха, ни сомнений у нее не было. Во-первых, было полное доверие своему руководителю, а во-вторых, в этой сложной ситуации помог ее характер, призналась Жанар. Больше она переживала за родных, а не за себя. Поэтому первым делом позвонила отцу, чтобы успокоить и все объяснить.
"Для меня было важно, чтобы за меня не переживали дома мои родные", - рассказывает она.
Муж и дети, близкие люди поддержали ее решение, со спокойной душой она ушла в работу.
Прошу не паниковать - глава Минздрава обратился к врачам
"Троянский конь", или Рейс прибыл…
С 13 марта в больнице №3 были развернуты провизорные койки, собрана команда – врачи, медсестры, охрана. Все было готово к приему прилетающих.
С 21 марта начали прибывать первые международные рейсы с сотнями пассажиров. Работа была круглосуточной.
"Мы были первой командой, которая принимала первые международные рейсы с нашими казахстанцами. Бывало, что вообще не спали - ни днем, ни ночью", - вспоминает врач.
Наплыв людей увеличивался, ежедневно росло количество заболевших коронавирусом. Было решено развернуть карантинные койки в бывшем здании отеля "Рамада Плаза". Жанар и часть команды больницы №3 с 22 марта находятся там.
На помощь коллегам направили специалистов со всего города. Были и добровольцы: опытные врачи, а также интерны и резиденты столичного Медицинского университета. Получилась сборная команда, которая должна была в сжатые сроки превратиться в слаженный коллектив.
"Одно дело - работать со знакомыми людьми, другое – когда только познакомился. Для всех нас все было непривычным, впервые. Но на раскачку времени не было, мы быстро познакомились и приступили к работе. Это был ежедневный мозговой штурм до поздней ночи. Считаю, что справились, но, конечно, оценку давать еще рано", - рассказывает врач.
Не все выдержали, некоторые ушли из-за нагрузки или страха за свою безопасность, но таких мало, рассказывает медик. Но большинство остаются здесь, несмотря на риски заражения смертельной инфекцией.
"Вроде мирное время, но для себя я говорю, это как биологическая война, и мы словно на фронте. Бывает, просыпаешься утром и не знаешь, что тебя сегодня ждет", - признается Жанар.
Боюсь расплакаться: врач-инфекционист рассказала о тяжелом испытании
"Все включено"
На Жанар легли многие организационные вопросы, в том числе отработка запросов пациентов, свод данных. Требовалось не просто распределить людей по комфортным номерам и пожелать приятного отдыха. Не считая проведения тестирования на COVID-19, медики собирали сотни досье на каждого постояльца. Нужно было выяснить, есть ли у пациента острые и хронические заболевания, какие могут потребоваться специалисты и другие вопросы.
"Поступали дети, беременные, пожилые с хроническими диагнозами, онкологические больные, которые вернулись из-за рубежа после операций. К каждому требовался индивидуальный подход, чтобы оценить риски. Все люди разные, и у всех свои стандарты, но мы старались обеспечить всем максимально безопасное и комфортное пребывание на карантине, быстро реагировать на жалобы и запросы", - рассказала Жанар.
Самое сложное было с первыми прилетевшими, именно они чаще возмущались и выдвигали требования. Но врачи отнеслись с пониманием, ведь люди вернулись из теплых стран после отдыха в фешенебельных отелях и вдруг попали на строгий карантин.
"Люди испытали шок - это понятно, - говорит доктор. - Кто-то возмущался, не хотел находиться в палате, носить маски. Бывало, оскорбляли врачей. Но потом все равно все успокаивались".
На фоне стресса у более восприимчивых обострились хронические заболевания. И в задачи врачей было помочь "постояльцам" разобраться с психосоматикой и преодолеть депрессивные состояния.
Кто-то из пациентов пытался "скрасить" одиночество и пронести в номера алкоголь, но охрана на этот счет строга.
Более 5 миллиардов тенге выделили для надбавок врачам в марте
Трудно сдержать слезы, вспоминая детей…
Тем временем дома у Жанар остались муж с тремя детьми. Старшая 15-летняя дочь взяла обязанности по дому на себя, готовит еду, убирает и присматривает за младшими братьями.
Рассказывая о своей семьей, женщина уже не могла сдержать слез. На мгновение в нашей беседе возникла пауза.
"Почти с 13 марта мы работаем в усиленном режиме, - собравшись, продолжила рассказ Жанар. - Многие не видели семьи почти месяц. Конечно, скучаем. Особенно трудно не заплакать, когда звоним на видеозвонки детям. У меня замечательные, самостоятельные дети, которые поддерживают меня с первых дней. И еще мне повезло, что у меня есть надежный тыл – любящий муж".
На работе поддержкой для Жанар стала ее подруга, тоже врач.
"Когда мы прибыли в "Рамаду", моя подруга написала: "Как ты?". Я ответила, что она мне нужна здесь. Она приехала по первому зову и присоединилась к нашей команде. Если бы рядом не было близкого человека, было бы тяжелее", - призналась женщина.
Женщина с коронавирусом родила здорового ребенка в Казахстане
Мы ждали 20 лет…
Как бы это грустно ни звучало, коронавирус научил общество уважать и ценить не только врачей, но и обычных санитарок. Хотя, в сущности, от смертельной инфекции нас оберегают те же наши врачи.
"За каких-то пару месяцев статус медработника поднялся во сто крат. То, что мы потеряли за последние 20 лет и ждали долгие годы. Мы это видим и чувствуем", – сказала она.
Такие перемены в отношении поднимают дух медработников, признается врач.
"Вечером, после тяжелого дня, когда смотришь видео от людей, артистов, детей со словами благодарности, понимаешь, что нас поддерживают, и трудимся не напрасно. И знаете, волна положительных откликов сыграла свою роль. К примеру, кто поступал к нам уже позже, стали относиться с меньшей агрессией, и уже не было отношения как к обслуживающему персоналу", - говорит Жанар.
За весь период на карантине в "Рамада Плаза" побывало более тысячи людей.
Сейчас поток поступающих снизился, потому что рейсов из-за границы нет, в целом стабилизируется эпидемиологическая ситуация.
Часть команды была распущена, но Жанар еще тут. Говорит, что речи о полном свертывании коек пока нет. В любой момент нужно быть готовым принимать массовые потоки. Поэтому до сих пор говорит друзьям и близким: "Берегите себя, сидите дома".