НУР-СУЛТАН, 18 мар — Sputnik. В Казахстане усилят контроль за продажей товаров, бывших в употреблении. Подобная норма отражена в законопроекте по вопросам защиты прав потребителей, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Во время обсуждения законопроекта в первом чтении на заседании мажилиса депутат Михаил Чирков поинтересовался о том, как госорганы намерены отслеживать продажу бывших в употреблении товаров с криминальным прошлым.
Он отметил, что законопроектом предусматривается ответственность за прием и реализацию продавцом таких товаров, в частности за их прием без необходимой информации по ним, за отсутствие их учета.
При этом нет нормы, обязывающей продавцов соблюдать эти требования.
Власти Алматы об ажиотаже в магазинах: люди сами провоцируют рост цен
"Скажите, пожалуйста, как на практике эта норма будет реализовываться и поможет ли она решить проблему оборота товаров, бывших в употреблении и имеющих криминальный характер?" - задал вопрос министру торговли и интеграции Казахстана депутат.
Глава ведомства Бахыт Султанов ответил, что порядок поступления на рынок товаров, бывших в употреблении с криминальным прошлым, регламентирован внутренними правилами торговли.
Как в Казахстане будут бороться со спекулянтами
"У нас определен ответственный орган по реализации, по наложению административной ответственности — это органы внутренних дел. Поэтому контроль возложен на них. Они это будут делать не через плановые проверки, а через рейдовые проверки, исходя из проблем", - ответил министр.
Спикер палаты Нурлан Нигматулин попросил главу Минторговли уточнить сам механизм реализации товаров, бывших в употреблении, чтобы люди понимали законный механизм продажи.
"В правилах будет четко прописано, что такие товары должны реализовывать только в стационарных, либо нестационарных объектах, которые определены акиматом. Четко будут прописаны правила приема таких товаров и будет идентифицироваться человек. Будут специальные журналы", - ответил Бахыт Султанов.
Какие проблемы казахстанцев решит законопроект по вопросам защиты прав потребителей
Законопроект основывается на смешанной модели защиты потребителей государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Суть смешанной модели заключается в осуществлении государством "умного" администрирования, где восстановлением нарушенных прав занимаются институты досудебного регулирования.
Депутатам запретили загранкомандировки и перевели в онлайн
Кроме того, усилится роль неправительственных организаций, институтов саморегулирования и общественного контроля.
В Казахстане планируют ввести трехступенчатую систему рассмотрения жалоб:
- на первом уровне жалобы будет рассматривать продавцы самостоятельно либо через институты досудебного урегулирования споров;
- на втором уровне жалобу будут направлять в уполномоченный орган;
- на третьем уровне, в особо спорных случаях, потребитель сможет подать жалобу в суд.
Также законопроектом предусматривается создание единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей по принципу "одного окна".
Также Минторговли предлагает усилить поддержку неправительственных организаций в сфере защиты прав потребителей.
Депутаты одобрили законопроект в первом чтении.