КОКШЕТАУ, 4 мар - Sputnik. В Кокшетау осужден браконьер, убивший инспектора Охотзоопрома Каныша Нуртазинова и ранившего его напарника Самата Оспанова, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Вина 45-летнего Анатолия Бонякевич была доказана по трем статьям Уголовного кодекса, в том числе по убийству человека, выполняющего свой профессиональный долг. Браконьеру предстоит провести 18 лет в колонии максимальной безопасности, а также выплатить миллионные компенсации морального вреда.
Вердикт
До начала заключительного судебного заседания выживший егерь Самат Оспанов в интервью журналистам подчеркнул: он желает справедливого приговора суда. Он также сообщил, что сегодня чувствует себя здоровым и вернулся к работе в то самое хозяйство.
45-летний Анатолий Бонякевич признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 99 (убийство человека, осуществляющего служебные обязанности, с целью скрыть другое преступление); частью 3 статьи 24 (покушение на убийство двух лиц при тех же квалифицирующих признаках), частью 4 статьи 337 (незаконная охота с применением автотранспортного средства, совершенное в отношении животных, на которых введен запрет на пользование, с причинением крупного ущерба) УК РК.
Пожизненное заключение за убийство егеря: реакция сторон
По одной статье подсудимый оправдан. Речь идет о части 4 статьи 337 (незаконная охота в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также животных, на которых введен запрет на пользование, с причинением крупного ущерба).
Бонякевич приговорен к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности. Он также лишен права заниматься любительской охотой сроком на три года. Подсудимый обязан выплатить супруге погибшего егеря Каныша Нуртазинова компенсацию морального вреда – 10 миллионов тенге, и выжившему егерю Самату Оспанову – 1,5 миллиона. Также в пользу государства материальный ущерб - около 5,7 миллиона тенге (стоимость туши сайгака).
Почему именно такой приговор
"Доказательства вины осужденного - его первоначальные признательные показания о том, что Бонякевич застрелил одну особь сайгака. Также возле найденной туши сайгака обнаружена гильза, которая была отстрелена из ружья осужденного. Это подтверждается судебно-криминалистической экспертизой. Сам подсудимый в суде не отрицал факт выстрела в направлении белой автомашины, которая их преследовала", - пояснил приговор судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области Торкалы Бектурсынов.
Убийство егеря Нургалиева: главный обвиняемый расплакался в суде
Суд учел обстоятельства, смягчающие вину Бонякевича – наличие несовершеннолетних детей и частичное признание вины. Отягчающим суд признал совершение им преступления с использованием оружия.
Роковой выстрел
Напомним, 23 июля 2019 года инспекторы Центрального регионального филиала РГКП "ПО Охотзоопром" Акмолинского опорного пункта выявили факт браконьерства – неизвестные отстреливали сайгу. Во время преследования автомашины браконьеров двое инспекторов были ранены. Один из них, Каныш Нуртазинов 1976 года рождения, скончался. У него осталось пятеро детей.
Второй пострадавший, 44-летний Самат Оспанов, был ранен в грудь и плечо. Он был прооперирован в Акмолинской областной многопрофильной больнице. Каныш Нуртазинов посмертно представлен к ордену "Айбын" 1-й степени. Второй егерь - Самат Оспанов – к ордену "Айбын" 2-й степени.
Жизнь брата бесценна: сестра погибшего егеря Нуртазинова отказалась от компенсации
Подозреваемых в нападении на работников охотничьего хозяйства задержали в Костанайской области. С 45-летним Анатолием Бонякевичем в машине находился его 12-летний сын. В виду несовершеннолетнего возраста не привлечен к уголовной ответственности. Мальчик также воспользовался правом отказаться от дачи показаний, поэтому как свидетель он также был выведен из дела.
Нарушения Охотзоопрома и следствия
Кроме того, суд вынес частное постановление в адрес департамента полиции Акмолинской области о необходимости принять меры реагирования в отношении следователя за допущенные нарушения уголовно-процессуального закона. Суд посчитал, что они свидетельствуют о формальном, поверхностном подходе и ненадлежащем отношении к своим служебным обязанностям.
Мораторий на отстрел сайгаков продлевают до 2023 года в Казахстане
Частное постановление также вынесено в адрес руководителя Комитета лесного хозяйства и животного мира. Судья упомянул о грубых нарушениях закона, допущенных руководством Охотзоопрома. Это, в частности, нарушение правил применения специальных средств и служебного оружия государственными инспекторами по охране животного мира и инспекторами специализированных организаций по охране животного мира. Также установлено нарушение правил применения служебного оружия егерями: инспекторы не были обеспечены защитными спецжилетами. Кроме того, служебная автомашина инспекторов не была оборудована проблесковым фонарем.
Приговор не вступил в законную силу.