НУР-СУЛТАН, 27 фев — Sputnik, Ксения Воронина. Система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) работает в Казахстане в 1 января. Первый месяц показал, что одной из проблем, с которой сталкиваются пациенты, стали направления на диагностику и консультации узких специалистов.
По словам министра здравоохранения Елжана Биртанова, есть две проблемы – технический аспект и человеческий фактор.
ГОБМП и ОСМС
Пример: пациенту необходимо пройти ультразвуковое исследование. Компьютер показывает, что в ближайшее время свободного времени для приема у врача нет: запись предлагается либо через несколько месяцев, либо платно.
Причина: пациент не делает отчисления по ОСМС, либо медработник неправильно вносит данные.
"Система работает так, что базово первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) бесплатна для всех – застрахован или не застрахован человек, это гарантированный объем медпомощи (ГОБМП). Чтобы получить услуги ОСМС, врач их должна назначить: лекарства или консультации. Под этот алгоритм настроена информационная система. И врач должен определить, это будем ГОБМП или ОСМС. Это важно для фонда – два разных источника денег", - пояснил Биртанов.
Бывают моменты, когда врачи неправильно определяют категорию, отправляя людей в системе ОСМС по ГОБМП, и тогда образуется очередь на два-три месяца вперед.
Кэшбек с анализов
Пример: пациент замечает, что его реже отправляют сдавать кровь на анализы. На нем начали экономить?
Причина: оптимизация ненужных анализов
В то время, как по итогам января значительно выросло число диагностических исследований, в том числе дорогостоящих , вроде КТ и МРТ – на 54%, платные анализы перестали назначать без необходимости. Особенно когда речь идет о направлении и поликлиники в частные заведения.
Казахстанцев просят поторопиться и стать участниками ОСМС
"Предоставление услуг на договорах субподряда – важный вопрос. Мы в этом году пошли на очень серьезный шаг: если раньше мы сами оплачивали консультации из фонда медстрахования, теперь поликлиники должны сами мониторить и направлять к этим специалистам", - пояснил Биратонов.
Это сделано для того, чтобы не назначали ненужные обследования, за которые врачи получали "кэшбэк".
"Проводя проверки, мы выявили факты, когда частные лаборатории платят врачам за то, чтобы они отправляли на анализы как можно чаще. Они называют это интеллигентным словом "кэшбек", а мы их называем "откат", и считаем, что это неприемлемо", - указал Биртанов.
Глава Минздрава подчеркнул, что когда врач куда-то направляет, во-первых, это должно быть обоснованно, а во-вторых, вы должны беспрепятственно эту услугу получить.
Врачи саботируют ОСМС
Проблема: пациента не направляют бесплатно к узкому специалисту (при его отсутствии в своем учреждении) в клинику-партнер или на обследование в другой город, а предлагают делать это за свой счет.
Причина: не хотят "тратить деньги".
"Да, есть определенный саботаж системы ОСМС, поскольку есть стремление некоторых врачей как бы сохранить эти деньги для себя. Есть непонимание того, что на самом деле в любом случае на необходимые услуги у фонда деньги есть. Их гораздо больше, чем в прошлом году", - пояснил Биртанов.
Как проверить отчисления по ОСМС
Если пациента отправили проходить исследование за свой счет, Минздрав рекомендует сначала позвонить в колл-центр ОСМС и уточнить, может ли он получить услугу бесплатно.
"Могут быть саботажи, но чаще всего это непонимание бизнес-процессов в самих коллективах. Некоторые главврачи до сих пор в этих вопросах путаются. Для этого есть колл-центр фонда, обращайтесь туда. Фонд сегодня является омбудсменом пациента. Его новая роль - в каждом конкретном случае защищать ваши права и обеспечивать своевременность получения этих услуг", - советует Биртанов.
Фонд проверит и обоснованность, и приписки, а также позаботится о том, чтобы люди своевременно получали все положенные им медуслуги.
Что грозит за отсутствие отчислений по ОСМС
"Например, есть сдерживание направлений пациентов из одного региона в другой, элементарно потому что местные власти не хотят, чтобы пациенты и деньги за ними уходили в столицу, к примеру. И людей под всякими поводами ограничивают, что не надо ехать в Алматы или Нур-Султан, здесь пролечим. А у людей есть право выбора", - подчеркнул Биртанов.
В заключение министр отметил, что система выстраивается. Он пообещал, что будет цивилизованный подход, когда можно обратиться в фонд, и эта проблема будет решена.
Контакт-центр фонда медстрахования ФМС - 1406. Также можно написать в разделе "народный контроль" на сайте fms.kz