АЛМАТЫ, 17 фев — Sputnik, Анна Платонова. Десятого февраля 2020 года 96 лет исполнилось ветерану Великой Отечественной войны, члену Ассамблеи народа Казахстану, почетному гражданину Алматы и Алматинской области Леониду Гиршу.
Леонид Юзефович – человек-легенда, живая история. Он был на фронте с первого дня и до последнего. Начинал в Запорожье, а победу встретил в Германии. Перенес несколько ранений.
Так сложилось, что Леониду Гиршу дважды пришлось принимать участие в ликвидации последствий стихийных бедствий: землетрясения в Ашхабаде и схода селя в урочище Медео. О том, как ему пришлось противостоять природным катаклизмам, Леонид Юзефович рассказал корреспонденту Sputnik Казахстан.
Землетрясение в Ашхабаде
В послевоенное время Леонид Гирш служил в туркменском городке Кушка (сейчас – Сертехабад). В 1948 году ему судьбой ему было предначертано стать свидетелем трагедии, случившейся в Туркменистане. В ночь с 5 на 6 октября Ашхабад буквально был стерт с лица земли. За несколько минут практически все здания столицы превратились в прах, а люди погибли под завалами.
"Отголоски этого землетрясения я застал в городе Мары, на юге Туркменистана. Ночью я проснулся от того, что кровать резко подпрыгнула. Только несколько минут спустя, я понял, что произошло землетрясение. Мне из Ташкента пришла телеграмма от главнокомандующего войсками Туркестанского военного округа генерала армии Петрова. Мне было дано распоряжение о немедленном выдвижении в сторону Ашхабада с целью ликвидации последствий стихийного бедствия", - вспоминает Леонид Юзефович.
Гирш еще не знал, что его ждет впереди. Но то, что он увидел, повергло в шок. Город был практически разрушен. Незатронутыми землетрясением оставались несколько зданий: корпус дома офицерского состава, банк, тюрьма и музей изобразительных искусств. Под обломками саманных домов оказались погребенными тысячи столичных жителей.
Возле аэродрома был развернут полевой пункт приема пострадавших. После того, как им была оказана помощь, людей самолетом отправляли на лечение в другие города СССР.
"Я прошел Великую Отечественную войну, но то, что я увидел в Ашхабаде, до сих пор не могу забыть. Дети среди развалин искали своих родителей", - не сдерживая слез вспоминает Леонид Юзефович.
Военнослужащие разбили временные городки из палаток для тех, кто остался без крова. Повара сутками готовили для пострадавших горячую пищу. Медики проводили по нескольку операций в день.
"Велась активная работа по восстановлению железной дороги. Представьте себе картину: опрокинутые вагоны, перевернутые цистерны с нефтью. Людей на ее ремонт не хватало, на помощь пришли солдаты и офицеры", - рассказывает Гирш.
Работы по ликвидации последствий длились в Ашхабаде полгода – до января 1949 года. "В этой трагедии я потерял своего друга – Леонида Пивоварова. Его направили служить в министерство внутренних дел Туркменистана. Первый толчок его застал во дворе дома. Он проходил под аркой кирпичных ворот, обломки которых рухнули прямо на него. Спустя время его нашли уже мертвым", - говорит Леонид Юзефович.
Сель на Медео
После тринадцати лет службы в Туркменистане Гирша направили в Алма-Ату на должность преподавателя военной кафедры зооветеринарного института, а затем после ее расформирования - в недавно созданную структуру гражданской обороны Казахстана. В те времена начальником штаба этой организации был герой СССР Сагадат Нурмагамбетов, который предложил Леониду Юзефовичу должность заместителя начальника штаба гражданской обороны Алматинской области. Вскоре после назначения на это место Гиршу было присвоено очередное воинское звание подполковника.
В ходе работы Леониду Юзефовичу приходилось выполнять достаточно сложные задачи. Так, к примеру, 7 июля 1963 года из-за прорыва моренно-ледникового озеро Жарсай в верховьях реки Или прошел мощный сель, уничтоживший высокогорное озеро Иссык. В результате стихийного бедствия были разрушены 75 частных домов.
Это событие дало понять, что необходимо повышать мобильность структур органов гражданской обороны: для этих целей были созданы специальные воинские части.
"В 1969 году был основан Среднеазиатский военный округ. Алматинская область внесла заметный вклад в строительство одного из полков гражданской обороны, место дислокации которого находилось в Алма-Ате. Благодаря усиленной работе этого полка, удалось предотвратить прорыв дамбы в урочище Медео в июле 1973 года", - рассказывает Гирш.
Тогда на плотину обрушился мощный селевой поток, который угрожал городу огромным бедствием. Работы по усилению велись круглосуточно. Правительственная комиссия молниеносно приняла решение откачать часть воды через гребень плотины насосами и обеспечить ее сброс по трубам в реку Малая Алматинка.
"Опасность была в том, что если селевой поток прорвет плотину, то Фрунзенского района (ныне Медеуский район - Sputnik) не стало бы, и поэтому мы отрабатывали вопрос эвакуации населения из этой зоны. Было принято решение немедленно поднять все автобусы, транспортные средства, вывозить население оттуда и разместить людей в общежитии. Дети были оперативно вывезены из пионерских лагерей. Но многие жители поднялись на гору – не хотели бросать свои дома", - вспоминает Леонид Юзефович.
Из воспоминаний алматинца Халида Амина:
"В тот момент я отдыхал в одном из детских лагерей. В воздухе стоял непонятный гул. Около 300 детей, укутанные в одеяла, находились на улице. В небе раздался звук вертолета, от прожектора которого лагерь засветился. По команде вожатые собрали детей и выдвинулись на ближайшую гору. Со стороны ущелья послышался шум. Что-то происходило внизу. Длилось это около пятнадцати минут. Потом все стихло. Солнце выглянуло из-за гор. Дети начали ему махать. Взрослые совещались. Группа поднялась выше, где на ровной площадке "сидел" вертолет и молотил винтами. Первыми в вертолет усадили самых младших. С высоты полета я увидел, что лагерь не разрушен. Но дорога была размыта, стволы деревьев и огромные валуны были разбросаны по земле. Детей высадили в аэропорту, где стояли автобусы. На них нас отвезли к зданию аэровокзала".
Не обошлось без жертв
Селевой поток от плотины "Мынжилки" до селехранилища шел со скоростью 12 метров в секунду. Валуны, которые весили до 300 тонн, разрушали все на своем пути.
Штаб гражданской обороны организовал круглосуточное дежурство офицеров-гидрологов. Шесть суток шла напряженная работа по спасению города. Приложив огромные усилия, специалисты смогли усилить защитную плотину в урочище Медео. Жидкая масса, которая переполняла чашу селесборника, выкачана. Спустя время был построен водовод для отвода потока реки Малой Алматинки, который протекал по ущелью, откуда пронесся сель. Протяженность водовода составила 1 200 метров.
Культурные гедонисты, или Кто такие алматинцы?
Работы на плотине лично контролировал Динмухаммед Кунаев. В результате слаженной работе Алма-Ата была спасена от большой беды.
Выйдя на пенсию, Леонид Юзефович, продолжает вести активную деятельность: он является внештатным советником начальника департамента по чрезвычайным ситуациям Алматы, является автором автобиографических книг и сборников стихотворений.