ЧП республиканского масштаба
В двенадцатом часу ночи 31 августа 1983 года директор совхоза имени Ленина Иртышского района Василий Гостищев приехал домой на своем "УАЗе", открыл ворота, чтобы загнать машину во двор. И вдруг сзади в ночной темноте громыхнул выстрел. Директор медленно сел на землю.
Находящийся дома сын слышал звук подъехавшей машины отца, скрип открываемых им ворот и затем - сухой щелчок выстрела. Он также услышал тяжелый топот ног убегавшего прочь человека. Еще двое сельчан услышали и увидели то же самое. Но узнать в темноте убегавшего было трудно. Помощь медиков вызванной "скорой" руководителю хозяйства, к сожалению, уже не потребовалась.
Василий Гостищев был человеком известным - председатель одного из самых передовых совхозов области, орденоносец, член бюро райкома партии. Поэтому его убийство получило большой резонанс. Из УВД области на место преступления срочно выехала группа под руководством заместителя начальника Управления уголовного розыска Николая Бурана, в которую вошли два оперативника и начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Александр Мартель. Вслед за ними - сотрудники областной и республиканской прокуратуры и КГБ.
Как вспоминает Николай Буран, по приезду группы в Иртышский РОВД, его тогдашний начальник Калий Смагулов поднял по тревоге весь оперативный состав. Мартель сразу же поехал в морг. При наружном осмотре тела он обнаружил в животе погибшего пулю, выпущенную, как потом оказалось, из обреза малокалиберной винтовки. Для вскрытия тело надо было отправить в Павлодар, но это требовало времени. Поэтому, не дожидаясь результатов вскрытия, Николай Буран создал следственно-оперативную группу, в которую, кроме приехавших с ним коллег, вошли сотрудники Иртышского РОВД. Расследование возглавил первый зампрокурора Павлодарской области Исмат Рахимжанов.
Уксусом в лицо: казахстанка жестоко отомстила любовнице мужа
Осмотр места происшествия показал, что злоумышленник какое-то время поджидал свою жертву, заглядывал через забор, около которого отпечатались его следы.
Сдать оружие!
Версий преступления следственно-оперативная группа разработала много. Для их проверки подключили почти весь штат Иртышского РОВД. Прежде всего необходимо было найти орудие убийства. Как определила экспертиза - это мог быть малокалиберный пистолет или обрез малокалиберной винтовки.
По оперативным данным, установили, что у работников совхоза есть незарегистрированные "мелкашки". Жители охотились с ними на дичь. Оружие предложили добровольно сдать, пообещав, что никакой ответственности сельчане за это не понесут. Но на призыв откликнулись всего несколько человек. Сданные стволы проверили, но винтовки, из которой стреляли в директора совхоза, среди них не обнаружилось.
Кровавые разборки в Хромтау: что спровоцировало жестокую войну ОПГ
А вскоре оперативники узнали, что жители совхоза, с испугу, массово пытаются избавиться от оружия, бросая его в близлежащее небольшое озеро. Пришлось слить из него всю воду, прочистив трактором канал. На дне водоема оказалось 36(!) мелкокалиберных винтовок. Их тоже обследовали, но среди них не было оружия убийцы.
Как замдиректора за пистолетом нырял
Работали оперативники на износ. Павлодарцы домой не ездили, жили в селе. Ложились поздно, вставали рано. Руководство совхоза всячески помогало их работе, организовав круглосуточное горячее питание. Каждые четыре часа надо было докладывать в МВД республики о результатах расследования, а оттуда сообщали в Москву. Проверяли буквально всех жителей совхоза. В Щербактах жил сын убитого от первого брака, который был в неладах с отцом. У него тоже обнаружили незарегистрированную мелкокалиберную винтовку. Сотрудники КГБ долго проверяли его, пока не выяснилась его невиновность.
Тут выяснилось, что малокалиберный пистолет есть у замдиректора совхоза по кормам. Но сдавать его он не стал. На допросе руководитель признался, что испугался ответственности за незаконное хранение оружия, увез пистолет в село Русская поляна Омской области и выбросил в глубокое озеро. Срочно поехали с ним к тому водоему, вызвали легких водолазов. Те поныряли, но ничего не нашли.
- Пусть сам лезет, - предложил кто-то из оперативников.
Шестнадцать ножевых: кому помешала учительница из Шымкента
Замдиректора нырнул в воду. Удивительно, но после второй попытки он вынырнул с пистолетом. Вода уже была холодной и замерзшему ныряльщику на берегу оперативники налили стакан спирта. Пистолет его проверили, но он тоже не имел никакого отношения к преступлению.
Версия №1
Однако выяснилось, что замдиректора купил этот пистолет у бывшего 24-летнего работника совхоза Алексея Рочева, затем уехавшего в Омскую область. Решили проверить продавца оружия. Выяснилось, что в хозяйстве он работал по разным специальностям, часто выпивал. Директор совхоза неоднократно беседовал с ним и требовал прекратить недобросовестное отношение к работе. Но это не действовало. Рочев воспринимал все упреки в свой адрес болезненно, не признавал своей вины и пререкался с руководителем.
Будучи пьяным, на совхозном автобусе совершил ДТП и повредил транспорт. В конце концов Гостищев уволил его. А из детсада попросили уйти его жену, и отчислили ребенка. Оперативники выяснили, что после увольнения семья Рочевых уехала в Павлодар, Алексей устроился сварщиком на тракторный завод, но оттуда его через год уволили за прогулы. Семья уехала в Приморский край, но и там они не прижились, в октябре 1982 года вернулись в совхоз имени Ленина, где Алексей опять попросился на работу. Директор совхоза принял его кочегаром, но сказал, что при первом же нарушении выгонит.
Затем он трудился сантехником. Во время массовой стрижки овец руководитель хозяйства попросил его, вместе с другими рабочими, помочь стригалям. Однако уже через день Алексей отказался от работы и, поругавшись по этому поводу с Гостищевым, уволился и вместе с женой уехал в Русско-Полянский район Омской области, где жили ее родители.
Застрелили в упор: хроника шокирующего убийства
Поскольку произошло это за два месяца до убийства, Рочев тоже попал в поле зрения оперативников, его нашли и начали опрашивать. Вскоре он стал подозреваемым номер один.
Но здесь была одна загвоздка. Если задержать его, а он окажется невиновным, то настоящий убийца поймет, что у следствия нет доказательств против него. Поэтому Рочева надо было как-то изолировать от сельчан.
И тут опера решили провести одну комбинацию. Подозреваемого попросили отвезти в уголовный розыск УВД Павлодарской области запечатанный конверт, объяснив ему, что он - именно тот человек, которому они доверяют. На самом же деле он доставил в письме протокол статьи о своем задержании в качестве подозреваемого в убийстве директора совхоза. Адресат - подполковник милиции Владимир Коломин - очень быстро установил, что летом 1983 года Рочев приобрел у неизвестного лица обрез малокалиберной винтовки с одним патроном и хранил его у себя. Но главное - в день совершения преступления он был в совхозе имени Ленина.
Рочев вначале отрицал это, говорил, что никуда из Омской области не выезжал. Но вскоре неожиданно признался, что это он убил директора, заявив, что "убивать не хотел, а решил отомстить и подранить его".
Жажда мести
За то, что директор последний раз уволил его в тот момент, когда жена была беременна. Кроме всего прочего, Алексей был зол на Гостищева за то, что тот, по его словам, десять лет назад направил его учиться в Иртышское СПТУ, обещав оплатить учебу, но не сделал этого. В общем, претензий у него к директору хозяйства накопилось много, и он затаил злость на руководителя, решив ему отомстить.
В ночь на первое сентября он, оставив своих приятелей за родительским столом, проник в палисадник директорского дома. Как он осуществит свою месть, Рочев еще не знал. Может быть он вызвал бы своего обидчика во двор, а может быть выстрелил бы в него в окно. Но в это время, на свою беду, директор приехал домой. И Рочев решил, что настал его момент. Когда Гостищев стал открывать ворота, чтобы загнать автомашину, убийца открыл калитку в бетонной стене между домом и гаражом и выстрелил из обреза в спину директору.
Но, хотя обвиняемый признался в убийстве, этот факт еще нужно было доказать. Рочев сказал, что он приезжал в этот день в совхоз один к родителям, но потом оперативники выяснили, что с ним вместе были двое его знакомых, один из которых был за рулем. Отыскать их оказалось непросто, потому что в то время они уже уехали из Омской области. Но этих свидетелей нашли, и оба подтвердили, что в тот день, 31 августа, вечером Алексей попросил их свозить его к родителям в совхоз имени Ленина. Благо, что это совсем рядом. К тому же они вспомнили, что, перед тем, как сесть в машину, он вытащил из-под пиджака какой-то сверток и положил его за сиденье. По приезду взял его с собой. До совхоза добрались в двенадцатом часу ночи. Рочев попросил остановиться за сараями дома своих родителей. Потом взял привезенный с собой сверток и пошел в сторону дома. К удивлению приехавших с ним, с собой к родителям он их не позвал.
Дело павлодарского антиквара: кто убил известного коллекционера
Да и мать потом признается, что дома сын был не больше десяти минут. А к машине он вернулся минут через 30-40. Когда подошел, сказал, что "надо быстрее ехать, а то менты зашевелились". По дороге домой Рочев попросил остановиться и что-то выбросил в окно. То, что он ездил к родителям, подтвердила и его жена. Вернувшись через несколько часов, муж сказал ей, что убили директора совхоза имени Ленина.
Расплата
Криминалистическая экспертиза, проведенная Казахским НИИ судебных экспертиз обнаружила на пиджаке Рочева, в котором он в день убийства ездил в совхоз, два следа вещества, "одинаковых по природе с веществом соскоба со стены, расположенной между домом и гаражом Гостищевых", а также известку, которой незадолго до убийства был побелен забор директора совхоза. Идентичными оказались и частички почвы со двора погибшего директора и с обуви Рочева.
Несмотря на это, обвиняемый то признавался в совершении преступления, то отказывался от своих показаний. Он так и не показал оперативникам место, где выбросил оружие. При допросе его начальником УВД генералом Агзамом Мухажановым, Рочев признался, что боится это сделать, потому что за ним числятся и другие преступления, и он боится сурового наказания.
Действительно, во время следствия по делу об убийстве, оперативникам удалось раскрыть еще кражу продуктов и денег из магазина опытной станции, совершенную Рочевым два года назад. И еще кражу мотоцикла у сельчанина в группе с двумя подельниками, который они потом разукомплектовали и продали на запчасти. Всего следственно-оперативная группа работала в совхозе три месяца.
В январе 1984 года судебная коллегия по уголовным делам Павлодарского областного суда рассмотрела дело Рочева. Он полностью признал свою вину в совершении краж, но от обвинения в убийстве опять отказался, заявив, что оговорил себя. Потому что при допросе его избили сотрудники милиции и заставили взять на себя чужую вину. Однако все важнейшие следственные действия, в том числе и допросы, с ним проводили не работники милиции, а прокуратуры, к которым подсудимый претензий не имел. В селе находились прокурор области, его первый зам, представители республиканской прокуратуры и КГБ, которым он всегда мог пожаловаться на нарушение закона, но он этого не сделал. В своих записках, которые Рочев пытался отправить жене из КПЗ, он просил прощения у нее за причиненное им горе, говорил, что ему теперь обеспечено лет 15, но он постарается освободиться условно-досрочно.
Поэтому судебная коллегия оценила отрицание своей вины подсудимым, как его боязнь понести заслуженное наказание за содеянное и желание уйти от ответственности. Несмотря на все ухищрения Рочева, она сочла, вину в совершении убийства им директора совхоза полностью доказанной. По совокупности преступлений судьи отмерили Рочеву 12 лет лишения свободы, а не 15 лет, как ожидал сам подсудимый, назначив принудительное лечение от алкоголизма.
Ему помогли первая судимость, частичное признание вины, состояние здоровья и наличие малолетних детей. Коллегия также приняла во внимание незаконные действия, допускаемые директором совхоза, выявленные районным управлением сельского хозяйства. Так, он единолично штрафовал работников за различные нарушения, не предоставлял своевременно трудовые отпуска, увольнял без согласия месткома, что противоречит законодательству.
P.S. Свой приговор Рочев не стал обжаловать. Отсидев срок, он пробыл на свободе только месяц. Видимо, от пьянства в зоне излечить его не удалось. Во время домашнего застолья он зарезал своего отца и опять отправился в места не столь отдаленные.