Заказ
В начале октября 1998 года в управление по борьбе с организованной преступностью УВД Омской области поступила оперативная информация. Источник сообщал, что житель города Александр Гурдэ (здесь и далее фамилии изменены) занимается поставкой героина в Омск из Павлодара. Решено было задержать наркокурьера и его компаньонов с поличным.
Для этого омичи связались с УВД Павлодарской области и, получив "добро", вместе с павлодарскими коллегами из управления по борьбе с наркобизнесом разработали специальную операцию.
Начать ее предстояло омичам. Два их оперативника под видом покупателей героина вышли на Гурдэ, попросив его как можно скорее достать килограмм наркотика за 10 тысяч долларов. Он обещал решить вопрос в течение нескольких дней, и немедленно на своей Toyota Camry выехал в Павлодар, которому Гурдэ отдал не один десяток лет жизни, и только два года назад переехал в Омск. Поэтому в городе на Иртыше у него осталось много знакомых. Одним из них был 24-летний Зелимхан Мацаев, с которым они шесть лет жили в одной многоэтажке. Зелимхан имел связи с миром наркобизнеса, которые приятели использовали для зарабатывания на жизнь.
Новогодний обман: история о том, как мошенничали в 70-е
Вечером того же дня Александр был в Павлодаре. Позвонил на сотовый приятелю:
- Есть дело, надо встретиться, - сказал он.
Зелимхан был скор на подъем, уже через несколько минут они ехали на машине омича по городу.
- Зеля, нужен килограмм героина за 10 тысяч баксов, - попросил Гурдэ, - покупатели есть.
Павлодарец ответил, что может достать дурь за девять штук, одна будет их наваром. Везти товар в Омск решили вместе.
На поиск героина у Зелимхана ушло всего несколько часов, и, спрятав пакет с ним в салоне "Тойоты", приятели той же ночью отбыли в Омск.
Наркотик под березой
Ни таможенный, ни пограничный казахстанский контроль героин в "Тойоте" не нашли. Уже под утро злоумышленники объехали стороной российскую таможню около села Кузнецовка Черлакского района. Пограничники их заметили и попытались остановить, но "Тойота" прибавила газу и скрылась в лесу. После этого Гурдэ решил не рисковать. Остановив машину у приметной березы, он спрятал под нею сверток с "дурью". Предчувствие его не обмануло. При выезде на трассу их задержали. Обоих мужчин и машину тщательно досмотрели, ничего не обнаружив. Но за незаконное пересечение российской границы Зелимхана, как гражданина Казахстана, депортировали в Павлодар, а россиянину Гурдэ разрешили следовать дальше.
Утром он был уже в Омске. После его звонка "покупателям" они встретились в ресторане гостиницы "Восход".
- Мужики, товар я привез, только его пришлось спрятать в лесу, - поведал им наркокурьер.
Кровавые кольца: кто задушил 11-летнюю девочку в Аксу
Покупатели изъявили желание съездить за героином вместе. Ничего не подозревающий Гурдэ повез оперативников к месту нахождения наркотика.
Приметную березу нашли быстро. Но когда по возвращении в гостиничный комплекс Гурдэ достал героин, на его запястьях защелкнулись наручники. Ошарашенный таким оборотом событий, он сразу стал давать показания.
Но для оперативников это задержание с поличным было только частью операции по закрытию наркоканала. На свободе оставался сбытчик опасного зелья в особо крупных размерах. Для его изобличения в операцию теперь по собственному желанию включился Гурдэ. И вскоре он уже звонил по сотовому Зелимхану, отрабатывая придуманную оперативниками версию:
- Слушай, Зеля, я пока не могу найти ту березу. Но покупатели - люди серьезные, их кидать нельзя. Достань, пожалуйста, еще столько же. А я приеду и сразу за все рассчитаюсь.
Мацаев согласился. Очевидно, он очень доверял своему компаньону, иначе мог бы подумать, что Александр хочет "кинуть" его, продав героин и не поделившись с ним. А тремя днями позже Гурдэ снова позвонил Зелимхану и сказал, что покупатель сегодня сам выезжает в Павлодар, зовут его Михаил и у него есть номер сотового Мацаева.
- Как только приедет, сразу тебе позвонит.
- Хорошо, - согласился павлодарец.
"Полторушник" "белого"
Михаил связался с Зелимханом утром следующего дня.
- Я от Саши Гурдэ, - представился омич. - Зовут меня Михаил, фамилия Иванов. Я тут у вас в "Сарыарке", в 709 номере. Ты можешь ко мне подъехать?
В полдень Мацаев появился в гостинице. Он словно что-то предчувствовал, потому что постоянно озирался по сторонам. Говорил на жаргоне, на прямые вопросы отвечал туманными фразами. Поинтересовался, почему Михаил позвонил только утром, а не вчера вечером, сразу как приехал? Иванов ответил, что заселился поздно ночью и не стал его беспокоить. (На самом деле эта отсрочка понадобилась для установки в номере спецаппаратуры, и весь их разговор теперь фиксировался на видеопленку.)
- "Белый" (героин) нужен, - сказал гость.
- Сколько? - поинтересовался Зелимхан.
- А сколько сможешь?
- Полторушник (полтора килограмма) устроит?
Гость согласился и назвал цену за весь товар - 15 тысяч долларов. Продавца эта цифра устроила. Договорились связаться вечером.
За три месяца до расстрела: последнее откровение смертника
Выйдя из гостиницы, Мацаев, боясь слежки, поменял несколько такси, разъезжая по городу. Но оперативники действовали грамотно, и наркосбытчик "наружки" не заметил. Уже в 17.00 часов Зеля позвонил Иванову. По голосу чувствовалось, что он нервничает.
- "Белый" уже есть, но не у меня. Он за городом закопан, а меня пасут "красные" (полицейские). Короче, я сам позвоню.
Слова о полицейской слежке были рисовкой, потому что, если бы Зелимхан на самом деле заметил оперативников, он отказался бы от сделки.
Но все-таки, видимо, решил подстраховаться - вечером по телефону предложил продать героин вне пределов гостиницы. Омич отказался, высказав опасения за свою безопасность. Они так и не пришли к соглашению.
А около четырех утра Иванова разбудил тихий стук в дверь номера.
- Кто там? - спросил он.
- Я от Зелимхана, - ответил мужской голос.
Вошедший в номер незнакомый парень представился Женей (на самом деле это был знакомый Мацаева Виталий Беликов – авт.). Парень передал, что Зелимхан просит гостя поменять гостиницу и сразу сообщить ему на сотовый свой новый адрес. Иванову ничего не оставалось, как согласиться. Около 10 утра он переехал в гостиницу "Казахстан", а пять часов спустя сообщил новый адрес Матаеву. За это время специалисты Павлодарского УВД напичкали номер аудио- и видеоаппаратурой.
Вера, я тебя люблю: массовое убийство в павлодарском детдоме
Но Мацаев продолжал подстраховываться, достав не полтора килограмма наркотика, как договорились вначале, а всего полкило. Кроме того, вместо себя послал в гостиницу того же Беликова. Тот, в свою очередь, тоже побоявшись идти сам, отправил к "покупателю" младшего брата Евгения Грачева.
В гостинице Евгений сказал, что он от Мацаева, который сам пока прийти не может. Вынул из кармана темный полиэтиленовый сверток и положил его на стол.
Гость из Омска извлек из своей сумки небольшой импортный приборчик - "экспресс-анализ" - и, взяв щепотку порошка из пакета, проверил его. Убедившись, что это действительно героин, он подал условный сигнал записывавшим все это на видео оперативникам, вместе с понятыми находившимся в соседнем номере.
- Зеля сказал, чтобы вы передали мне пять тысяч баксов, - напомнил продавец.
- Нет, - отказался покупатель. - Я тебя не знаю, я договаривался с Зелимханом и только с ним буду рассчитываться.
Он тут же позвонил по сотовому Мацаеву и сказал, что товар его устраивает, и он готов рассчитаться.
- Хорошо, - согласился Зелимхан, - я сейчас подъеду.
Женя вышел, но в коридоре его задержали оперативники и завели опять в номер. А несколькими минутами позже сюда вошел Мацаев, которого тоже повязали.
Всем сестрам по серьгам
Так завершилась эта совместная операция Павлодарского и Омского УВД. Мацаев пытался уйти от ответственности, придумывая все новые и новые объяснения. Но аудио- и видеозаписи переговоров и встреч с подставным покупателем, показания подельников и свидетелей не оставили сомнений в его виновности.
Расстрел: за что три павлодарца получили страшный приговор
Павлодарский горсуд назначил Зелимхану Мацаеву 13 лет лишения свободы строгого режима, его ровеснику Евгению Грачеву - три года обычного. Еще один фигурант этого дела - Виталий Беликов, каким-то образом узнавший о задержании своего брата (которого он подставил) и Мацаева, - ударился в бега. Александру Гурдэ с учетом его помощи следствию Омский суд назначил семь лет строгого режима.
Один канал распространения наркотиков в Павлодаре и Омске закрылся. Но, к сожалению, осталось неизвестным, кто снабжал героином Мацаева, место которого уже, наверняка, занял очередной посредник. И сколько их еще?