Авто на газе: когда в Казахстане обяжут использовать спецзнак и законно ли это

© Sputnik / Тимур БатыршинГололед в Алматы
Гололед в Алматы - Sputnik Казахстан
Подписаться
Юристы и общественники обсуждают новые правила парковки для владельцев машин на газобаллонном оборудовании

АЛМАТЫ, 18 янв — Sputnik, Александр Мироглов. Новость о том, что машинам на газе теперь запрещено въезжать в подземные или крытые паркинги, взбудоражила автовладельцев в Казахстане. Заплатив немалые деньги за переоборудование авто и официально это узаконив, владельцы машин на газовом топливе в один миг фактически лишились части своих прав.

Антипропуск в паркинг

С 29 декабря 2019 года в Казахстане запрещен въезд автомашин на газовом топливе в подземные или пристроенные паркинги торговых центров, жилых комплексов и прочие места с присутствием большого количества людей.

Это прописано в обновленных правилах пожарной безопасности. Постановление правительства, которое утвердило эти изменения, подписано 13 декабря 2019 года.

"Учитывая массовый перевод автомобилей на работу на газообразном топливе, а также поступающие от граждан многочисленные обращения, запрещен въезд в закрытые стоянки (встроенные и пристроенные к жилым и общественным зданиям) автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием. Данные требования предусмотрены в межгосударственных и национальных строительных нормах с 2000 года и распространяются на проектирование стоянок автомобилей", - сообщили Sputnik Казахстан в комитете по чрезвычайным ситуациям (КЧС) МВД.

Автомобили на газе отметят спецзнаками

Правила хранения автомобилей на газобаллонном оборудовании установлены и приказом министра по инвестициям и развитию Казахстана от 30 апреля 2015 года.

"Хранение газобаллонных автотранспортных средств осуществляется на открытых площадках, оборудованных противопожарной сигнализацией и противопожарными постами из расчета один пост на каждые 200 квадратных метров площади стоянки", - говорится в документе.

Тем не менее, заявления, сделанные в комитете по ЧС в последние дни 2019 года и ограничивающие права владельцев авто на газобаллонном оборудовании (ГБО) на парковку, для большинства стали полной неожиданностью.

Мало того, между собственниками парковочных мест в жилых комплексах и бизнес-центрах возникли нешуточные споры. Есть автовладельцы машин на газе, которые купили места в паркингах домов. Получается, что они теперь не смогут оставлять автомобили на принадлежащей им парковке.

Автомобиль взорвался посреди улицы в Алматы

Так или иначе, некоторые автомобилисты уже столкнулись с проблемой. При этом для того, чтобы авто на газе было легче отличить от бензиновых или дизельных, предполагается обязать их владельцев наклеивать на заднее стекло специальный знак.

Как сообщили в комитете административной полиции (КАП), знак уже разработан и будет выглядеть, как белый треугольник с красной окантовкой и надписью "Газ". По задумке полицейских это должно помочь охранникам парковок определить тех, кого не следует впускать.

О чем предупреждали сторонников перехода на газ

О том, что проблема, возникшая в связи с переоборудованием бензиновых машин на газовую "подкормку", даст о себе знать, председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков не сомневался. По его словам, любое вмешательство в конструкцию авто любого производителя несет определенные риски.

"Я еще много лет назад говорил о том, что это сомнительная идея. Согласно техническому регламенту, действующему на территории ЕАЭС, любое переоборудование, включающее в себя внесение изменений в систему подачи топлива, тормозную систему, систему рулевого управления и так далее, должно соответствовать определенным требованиям. Это переоборудование должно быть согласовано и получено на него специальное разрешение. В том числе и от производителей", - сказал Эдоков в интервью корреспонденту Sputnik Казахстан.

По его словам, сложно представить, чтобы производитель, к примеру, Toyota, дал разрешение некоему "дяде Серику" на местном СТО в Алматы, Нур-Султане или любом другом городе страны, вмешиваться в разработанную компанией систему, которая включает в себя тысячи различных компонентов.

"Например, когда мы встречались с японскими производителями, они говорили, что никакое вмешательство в системы автомобиля недопустимо. И, я считаю, это совершенно правильно", - говорит Эдоков.

Чтобы новый знак с надписью "Газ" имел юридическую силу, а нарушителей, отказывающихся его использовать, можно было бы привлечь к ответственности, надо немало поработать.

"Получается, этот знак регламентируется Правилами дорожного движения и законом о безопасности дорожного движения. Поэтому то, что какое-то ведомство что-то разработало, еще не является законом. Тут необходимо прохождение определенных процедур, с внесением поправок в законодательство. Все разработки останутся таковыми, пока их не утвердит мажилис, сенат и так далее", - прокомментировал Эдоков.

© Photo : из личного архива Эдуарда ЭдоковаЭдуард Эдоков
Авто на газе: когда в Казахстане обяжут использовать спецзнак и законно ли это - Sputnik Казахстан
Эдуард Эдоков

В алматинской полиции корреспонденту Sputnik Казахстан сообщили, что пока не имеют четкого алгоритма, как привлекать к ответственности водителей авто на газе, в случае если они не наклеят знак.

"Пока не будут внесены изменения и дополнения в Административный кодекс, мы не можем как-то контролировать и выявлять нарушения этой нормы", - прокомментировал Sputnik Казахстан начальник административной полиции департамента полиции Алматы Жандос Мураталиев. 

© Sputnik / Тимур БатыршинНачальник управления административной полиции ДП Алматы Жандос Мураталиев
Авто на газе: когда в Казахстане обяжут использовать спецзнак и законно ли это - Sputnik Казахстан
Начальник управления административной полиции ДП Алматы Жандос Мураталиев

 

Какой выход есть у владельцев машин на ГБО

Известный казахстанский юрист, адвокат Жангельды Сулейманов считает, что ограничения на стоянку в паркингах жилых комплексов, торговых и бизнес-центров для владельцев авто на ГБО – незаконны.

"Потому, что согласно Конституции, Гражданскому кодексу, есть такое понятие, как право на имущество. Бывает право собственности, право владения, право аренды. В любом случае, будет паркинг арендованный или в его собственности, он имеет такие же равные права, как и другие владельцы транспортных средств. Ограничений не должно быть никаких, вообще. Ограничения могут быть только законом. Закон подписывается президентом, после принятия его парламентом", - объяснил свою позицию Сулейманов корреспонденту Sputnik Казахстан.

© Photo : Из личного архива Жангельды СулеймановаЮрист Жангельды Сулейманов
Авто на газе: когда в Казахстане обяжут использовать спецзнак и законно ли это - Sputnik Казахстан
Юрист Жангельды Сулейманов

По его словам, любые правила и приказы, которыми руководствовались в комитете по ЧС, вводя запрет, являются не законами, а подзаконными актами. Соответственно, у автовладельцев, попавших в неприятную ситуацию, есть все возможности побороться за свои права.

"Если закон нельзя обжаловать в суде, то подзаконный акт – правила, приказы - обжаловать можно. Я предлагаю всем владельцам, которые имеют автомобили, работающие на газе, обжаловать правила. Первый вариант – обжалование в вышестоящем органе, второй – идти в суд, а третий – вызвать общественный резонанс. Но, я адвокат, а мы живем в правовом государстве. Поэтому я за правовые способы", - отметил Жангельды Сулейманов.

Казахстанские электромобили в полтора раза дороже Tesla

По словам адвоката, в случае, если закон все же будет принят, он будет "несправедливым".

"У нас есть определенные стандарты. Они называются техническими требованиями к автомобилям, которые переоборудованы для работы на газе. И эти стандарты не предусматривают какие-либо ограничения. Если бы ограничения были, никто бы не переделывал машины под газ. Или людей предупреждали бы, что они существуют", - считает Сулейманов.

Разделяя озабоченность властей соблюдением правил безопасности, которые призваны не допустить различных чрезвычайных ситуаций, адвокат предлагает сместить акценты. Расследуя причины возгораний и взрывов автомашин, работающих на газе, он предлагает обращать особое внимание на качество как самого ГБО, так и его установки. При этом он считает необходимым ужесточить контроль за станциями, которые заняты в этой сфере, и их ответственность.

"Если есть проблема, как ее решить? Первое – искать первопричину, почему так происходит. А второй вариант – просто запретить. Первый вариант – он тяжелый: нужны контроль, надзор, время, изучение, аналитика. А запретить – дело пяти минут. Просто выбрали легкий путь решения проблемы", - говорит Жангельды Сулейманов.

Тем не менее, в комитете по чрезвычайным ситуациям МВД намерены довести дело до конца. Сколько на это потребуется времени и как будут отстаивать свои права владельцы автомашин на газе, пока неизвестно.

Лента новостей
0