НУР-СУЛТАН, 10 янв — Sputnik. Комиссией по расследованию авиапроисшествия восстановлена хронология возникновения и развития особой ситуации на борту воздушного судна, потерпевшего крушение в Алматы. Результаты озвучил вице-премьер Роман Скляр на брифинге в Нур-Султане.
Озвучена основная версия крушения самолета Bek Air
Согласно официальной информации в 07:20:02 был начат взлет.
В 07:20:41 - на приборной скорости 140 узлов. Экипажем были начаты действия по подъему передней стойки шасси.
В 07:20:45 – отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы, на приборной скорости 148 узлов, это максимально достигнутая скорость.
После отрыва произошло сваливание самолета с развитием крена - вначале левого до 5 градусов, затем правого до 19 градусов и опять левого до 15 градусов кренов.
Экипаж пытался удержать воздушное судно на заданной траектории взлета путем отклонения органов управления.
Отказа авиационной техники не выявлено - Скляр о крушении самолета в Алматы
В результате развития кренящих моментов и уменьшения вертикальной перегрузки произошло касание взлетно-посадочной полосы основными стойками шасси и левым крылом.
На основании имеющейся информации, второй пилот через 10 секунд после отрыва предпринял попытку прекращения полета, уменьшив режим работы двигателей.
Однако через 4-5 секунд режим работы двигателей был опять увеличен до 93-95% и взлет был продолжен.
Крушение самолета под Алматы: с центровкой судна все было в порядке
Данные действия подтверждаются переговорами экипажа самолета и записью параметров силовой установки.
В 07:20:53 начал развиваться правый крен воздушного судна, на что командир воздушного судна (КВС) реагирует фразой "Что такое?".
В 07:20:54 второй пилот ответил: "Не знаю, что такое, стабилизатор, тормози! *ненормативная лексика*.
Одновременно с этой фразой наиболее вероятно, что второй пилот переводит рычаги управления двигателя на малый газ.
Рухнувший под Алматы Fokker был пригоден для полетов - заявление Bek Air
В 07:20:57 КВС, реагируя на действия второго пилота, говорит "Не нужно, что ты делаешь". При этом наиболее вероятно, командир перемещает рычаги управления во взлетный режим, сопровождая фразой "Поехали, ушли, ушли".
В 07:21:04 командир судна дает команду "Убирай шасси".
В дальнейшем происходило многократное касание самолетом взлетно-посадочной полосы: 6 раз хвостовой частью, 4 раза основными стойками шасси, 1 раз крылом. Выкатыванием самолета на левую полосу безопасности повреждены 38 огней взлетно-посадочной полосы.
В 07:21:15 на высоте 5 метров началась уборка шасси.
Живы, но кошмар не закончился - пассажирка Bek Air о жизни после крушения
В дальнейшем произошло приземление самолета на фюзеляж с последовавшим движением по грунту за пределами взлетно-посадочной полосы.
По данным анализа параметрического и речевого самописцев установлено, что в процессе взлета до момента касания воздушного судна хвостовой частью фюзеляжа и консолями крыла поверхности взлетно-посадочной полосы отказов авиационной техники и нештатной работы систем самолета и двигателя не выявлено.
Крушение самолета Bek Air в Алматы
Пассажирский самолет Fokker-100 рухнул 27 декабря в 07.21 близ аэропорта Алматы. Судно вылетело по направлению Алматы - Нур-Султан, при взлете потеряло высоту и пробило бетонное ограждение.
На момент взлета на борту находилось 98 человек, в том числе девять детей и пять членов экипажа. В результате трагедии погибли 12 казахстанцев.
Ранее назывались три версии случившегося: ошибка экипажа, возможность технической неисправности борта и работа навигационных служб.
На брифинге 10 января предварительной причиной инцидента назвали обледенение. Крылья воздушного судна не были обработаны.