Проблема в том, что у проекта, который лично "благословил" экс-руководитель ЦРУ и нынешний руководитель Госдепартамента США Майк Помпео, нашелся серьезный противник, которого уже обвиняют в успешном саботаже этого стратегического "антироссийского" газопровода. Этот противник — Реджеп Тайип Эрдоган, пишет колумнист РИА Новости.
Предварительное межправительственное (греческо-кипрско-израильское) соглашение о строительстве газопровода EastMed (Eastern Mediterranean pipeline, "Восточно-Средиземноморский трубопровод") было подписано еще в марте 2019 года в присутствии Помпео, который подчеркнул поддержку Вашингтона.
Окончательное соглашение стран так называемого энергетического треугольника было подписано 2 января 2020 года и вызвало бурный восторг в западных СМИ, который был связан со страстным желанием верить в окончательную победу над российским "энергетическим влиянием" на Евросоюз.
Если посмотреть на цифры (даже в их самом оптимистичном варианте), то победные реляции смотрятся как минимум преждевременно — ибо на максимуме обсуждаемой мощности газопровод EastMed будет поставлять десять миллиардов кубических метров природного газа в год, что эквивалентно примерно четырем процентам газовых потребностей Европейского Союза. Напомним, что по оценке BBC (то есть явно недружественного к России источникa), "в настоящее время Россия обеспечивает около 40 процентов поставок газа в ЕС — чуть выше Норвегии, которая не входит в ЕС, но участвует в европейском едином рынке".
Россия и Украина договорились о продолжении транзита газа
Но даже вышеупомянутые десять миллиардов кубических метров газа с израильских месторождений — это пока "теоретический газ". Ибо Турция уже продемонстрировала словом и делом, что свои интересы (в том числе энергетические и территориальные) в Средиземноморье она будет защищать самым решительным образом. Именно в этом контексте следует воспринимать и недавнее решение Анкары о прямом военном участии в ливийском конфликте. Дело в том, что официально признанное ООН правительство Ливии подписало с Турцией очень выгодные экономические соглашения, которые в том числе фактически признают право Турции на значительную часть средиземноморских газовых ресурсов, что служит дополнительным юридическим и дипломатическим прикрытием для действий Анкары в регионе.
"Подписание соглашения по проекту газопровода EastMed является последним примером бесполезных шагов, направленных на исключение Турции и Турецкого Кипра из региона (Восточного Средиземноморья). Любой проект без учета интересов Турции, имеющей самую длинную береговую линию в Восточном Средиземноморье, и киприотов-турок, которые имеют равные права на природные ресурсы острова Кипр, не могут быть успешными", — говорится в заявлении, опубликованном Хами Аксой, представителем МИД.
Можно было бы предположить, что трубопровод будет строиться в любом случае, несмотря на все дипломатические протесты Анкары, — и это действительно возможный сценарий. Но практика прошлых лет указывает на то, что Турция в таких вопросах не очень склонна к компромиссам и не ограничивается дипломатическими методами. Агентство Bloomberg напоминает про аналогичную ситуацию в 2018 году, когда действия турецкого военного флота вызвали колоссальный международный скандал, но остались без каких-либо существенных последствий:
"(Турция) использовала свои военные корабли, чтобы помешать разведке газа. Турецкие суда в 2018 году заблокировали судно, нанятое итальянской нефтяной компанией Eni SpA, которое приблизилось к месту работы у Кипра. А сама Турция развернула недавно закупленные буровые суда для поиска газа в этом районе. Судно под названием "Фатих" бурит в водах рядом с кипрским полуостровом Карпас по соглашению с турками-киприотами (то есть непризнанной мировым сообществом, за исключением Турции, Турецкой Республикой Северного Кипра)."
Представители Анкары еще не обещали использовать военные средства для блокирования прокладки трубопровода, но если смотреть на вещи прагматично, то между решением отогнать с помощью военного корабля итальянское судно-бурильщик и решением не дать работать трубоукладчику теми же методами нет принципиальной разницы.
Такая осторожность со стороны частных компаний из Греции и Италии, вероятно, связана как раз с негативным опытом Eni на кипрском шельфе, ибо сначала нанять корабли, привлечь кредиты, а потом смотреть на то, как турецкие фрегаты гоняют по Восточному Средиземноморью трубоукладчики, — это дорогое и неприятное занятие.
Более того, Турция уже провела важный эксперимент, решительно наступив на больную мозоль Вашингтона и Брюсселя своей военной операцией на севере Сирии, жертвой которой стали как раз американские союзники в регионе. Американские санкции за покупку у России С-400 и за Сирию в любом случае будут, и, возможно, к ним добавятся санкции за интервенцию в Ливию. Так что Анкара, вполне вероятно, считает, что в вопросе защиты национальных интересов в Средиземноморье следует идти до упора, даже если это сильно не понравится Афинам, Никосии, Риму и Тель-Авиву.
Конечно, у американских журналистов есть свое объяснение сложившейся ситуации, и оно подразумевает "российский след": "Несмотря на то, что сама Турция является импортером энергии, Турция является ключевой транзитной страной для поставок российского природного газа на пути в Европу, что дает Турции источник влияния на Европу. Новые источники европейского энергоснабжения подрывают это влияние", пишет "Форбс". Нам не привыкать, и если Россию (или российский газ) снова объявят косвенно виновными в провале американских газовых и геополитических амбиций, то российскому национальному имиджу это даже пойдет на пользу.