НУР-СУЛТАН, 18 ноя — Sputnik, Айгюзель Кадир. Молодой руководитель театра имени Тахави Ахтанова Олжас Ибраев мечтает, чтобы коллектив выступил на международном театральном фестивале имени Антона Чехова в ближайшие пять лет. У него есть план, как сначала "выстрелить" на республиканском уровне, а потом – на мировом.
Актеры должны быть узнаваемыми, ведь сегодня зритель выбирает, на кого идти, признается он. Сам Ибраев пока играть на сцене или в кино не собирается.
О смене репертуара, реакции актеров старшего поколения на назначение и отношении к независимым театрам – в интервью Sputnik Казахстан.
- Олжас, обычно государственными театрами у нас руководят люди гораздо старше 30 лет. Приход "молодой крови" – новость приятная. Но есть те, которые считают, что вас продвигают по карьерной лестнице. Какой путь вы прошли перед тем, как стать главой драмтеатра?
- Этот год объявлен Годом молодежи, думаю, что это сыграло свою роль. Я окончил Казахский национальный университет искусств в столице, получил специальность "актер драматического театра и кино". Со второго курса работал на телевидении, снимался в казахстанских сериалах и фильмах.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Позже трудился в первом театре мюзикла в Казахстане - Astana Musical на должности заведующего труппой. Но так как труппа только образовалась, все организационные вопросы – гастроли, билеты, хозяйственная часть – были на мне.
С Astana Musical у меня были первые гастроли за рубеж – мы ставили постановки в пяти столицах Европы. Берлин, Париж, Вена, Брюссель, Москва. Помните, это наши артисты в Москве пели в аэропорту Шереметьево "Көзімнің қарасы"…
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Затем я был деканом факультета национальных искусств Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова. В сентябре поступило предложение с малой родины, я сам с Хромтау - городка в Актюбинской области. Поскольку я всегда следил за культурной жизнью в области, чем живет театр, предложение принял с радостью.
Театр драмы в Актобе возглавил 29-летний актер
- Каков средний возраст труппы театра?
- У нас две труппы – казахская и русская. Средний возраст – 30-35 лет. Коллектив в целом молодой. У казахской труппы в этом году 29 сезон, у русской – 55-й.
Есть актеры, которым и по 50, 60, 70 лет. Я придерживаюсь такого мнения, что должен быть баланс. Молодое поколение и старшее должны помогать друг другу, учиться.
- Как взрослые актеры отреагировали на то, что новому руководителю нет еще 30-и?
- Наверное, это нужно спросить у них. На первой встрече все пожелали мне успехов, реакция была положительная. Я чувствую сразу, что в меня верят. Ко мне подходили представители старшего поколения, они ждут от меня чего-то нового. Я буду работать над этим.
Московский театр заговорил на казахском - как это было
- Что входит в ваши обязанности как руководителя? Вы отвечаете больше за концепцию, направление театра или за административную часть?
- Сейчас я не являюсь официальным директором, я назначен исполняющим обязанности. Буду отвечать и за административные дела, и за творчество.
- Что изменится в драмтеатре с вашим приходом?
- У меня есть план развития театра на предстоящие пять лет. На следующий год мы планируем провести переквалификацию - будем проводить мастер-классы, параллельно, конечно же, спектакли будут идти. Мы не собираемся переучивать актеров, они всегда должны быть в форме. Мы хотим приглашать мастеров со стороны, чтобы они делились своим опытом. Это могут быть мастера по сценической речи, преподаватели актерского мастерства, постараемся привлечь как отечественных, так и зарубежных мастеров. Будем идти в ногу со временем.
Вторая задача - скорректировать репертуарную политику. Затем уже будем стараться выезжать на республиканские фестивали, к 2023-2024 годам – на мировые.
У меня всегда была мечта. В истории казахского театра еще ни один наш коллектив не выступал на театральном фестивале имени Антона Чехова. Мне бы хотелось, чтобы мой театр попал на фестиваль в ближайшие пять лет.
Театр без артистов: кому и зачем такой нужен?
- Вы намерены поправить репертуарную политику. Как именно? Готовы ли к экспериментам?
- Экспериментов я не боюсь. В Актобе каждый год проходит международный театральный фестиваль экспериментальных постановок "Балауса", молодые режиссеры демонстрируют свое видение. Есть перспективный режиссер Мейрам Хабибуллин, он ставил моноспектакль "Гамлет". Поэтому в этом плане я "за".
Но своих классиков мы не будем забывать. Наш великий режиссер Азербайжан Мамбетов - при нем театр Ауэзова был одним из лучших в СНГ - придерживался такой политики: в репертуаре обязательно должна быть казахская классика, мировая и современные постановки. Мы будем следовать его примеру.
У нас есть два зала - большой на 380 человек и малый. В малом как раз можно проводить перформансы, экспериментальные спектакли.
Меня спрашивают, буду ли я привлекать зрителей провокацией, хайпом. Я думаю, что мы будем делать все в пределах театральной нормы.
Наша задача как руководства – создать условия для творчества, здоровую творческую атмосферу. И, конечно, мне нужно время для изучения коллектива, актерского потенциала. К примеру, зачем ставить "Ромео и Джульетта", если в театре нет Ромео.
- Какие темы сегодня волнуют молодежь, что они хотят видеть со сцены?
- Сейчас сложно однозначно сказать, что интересно молодежи. Когда я пришел сюда, первым делом сказал, что театр не должен стать местом, куда ходить просто модно. Театр – место духовного обогащения, которое должно расширять мировоззрение. Зрители должны получать от нас энергию.
При этом нельзя отрицать факт, что зрители сегодня ходят посмотреть на медийных личностей - Азамата Сатыбалды, Еркебулана Дайырова, Берика Айтжанова, Айгуль Иманбаеву.
У нас тоже должны быть лица театра. Будем думать над продвижением наших артистов через социальные сети, займемся сайтом, который сейчас не работает, нам тоже нужна реклама. Надо, чтобы зрители начали узнавать актеров - сегодня именно зритель выбирает, на кого ходить, а на кого нет.
Что происходит в современном британском театре
- Вы сами будете играть?
- Мне предлагали, но несколько лет назад я решил, что пока играть на сцене и в кино не буду. Сейчас меня приглашают на многие проекты, но я отказываюсь. Не хочу быть и там, и тут. Я намерен продолжить идти по пути, который выбрал.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
- Будете ли ставить "заказные" спектакли от государства?
– Да. Мы государственная организация. Сегодня мы не можем себя обеспечивать. Давайте посчитаем. Я ставлю спектакль, по какой цене я могу продавать билеты? По 500, максимум 1000-1500 тенге (2,5-3,8 доллара). И это только на премьеру. У зарубежных театров ценовая политика другая. У нас даже на концерты популярных артистов не сказать, что раскупают все билеты. Поэтому пока мы зависим от государственной поддержки.
Но другое дело – как это преподнести. Любую вещь можно показать так, чтобы зрителю было интересно. На это есть актеры, режиссеры, на это есть творчество.
Глава столичного театра попросил Токаева помочь молодым актерам
- В Алматы и столице есть независимые театры, билеты на спектакли которых стоят 7-10 тысяч тенге (18-25 долларов), и зритель ходит.
- Да, мне эти театры нравятся. Я понимаю, вы говорите про ARTиШОК, "Жас сахна". Но, тем не менее, они тоже ищут спонсоров. Я тоже хочу, чтобы на наши спектакли зрителям было не жалко отдавать по 5 тысяч. Не потому, что я хочу взять с людей побольше денег. Я просто хочу, чтобы труд людей театра ценился. Ведь актеры, режиссеры отдают своему делу столько сил и энергии.
- Как обстоят дела с заработной платой в театре?
- Вы это знаете хорошо и без меня. Мы - бюджетная организация. Работникам культуры обещают повысить зарплату на 40% со следующего года. Сейчас в областных театрах в среднем получают 50-60 тысяч тенге (130-155 долларов), с 2020 года начнем получать хорошие зарплаты, надеемся. Мы - настоящие патриоты своей профессии.
Актер из фильма о Назарбаеве стал худруком театра Astana Musical
- У вас какая зарплата?
- Честно скажу, не узнавал, не успел сходить к бухгалтеру.
- Насколько реально сегодня привлекать молодых актеров, которые окончили университеты в столице или Алматы, в регионы?
- Когда-то все хотели попасть в театр имени Ауэзова или Мусрепова в Алматы, Куанышбаева и Горького в Астане (Нур-Султан). Сейчас актеры смотрят, где есть хороший режиссер. Именно хороший режиссер может раскрыть их потенциал, они это прекрасно понимают.
Сегодня перспективных режиссеров в регионах немало. В Петропавловске, театре имени Сабита Муканова, ставит известный Фархат Молдагалиев. Мне очень нравится театр в Актау. Идет здоровая конкуренция. Нет такого, чтобы только Алматы и Астана забирали первые места на фестивалях и так далее. Молодые актеры, я уверен, идут туда, где есть условия для творчества.
- Спасибо за интервью!