НУР-СУЛТАН, 23 окт — Sputnik, Айгюзель Кадир. Подсудимые казахстанцы, которых вернули из Сирии в рамках спецоперации "Жусан", дают показания в суде. Некоторые получили возможность отвечать сидя из-за травм, передает корреспондент Sputnik Казахстан из учреждения ЕЦ 166/10.
Я не Рэмбо, просто учился стрелять
Руслан Куанов, которого в Сирии знали по религиозному имени Аббас, попросил "создать ему условия". Причина – травма ноги, которую он получил, будучи за пределами Казахстана. Судья Адильхан Шайхисламов разрешил ему отвечать сидя.
В Казахстан 28-летнего Куанова доставили 9 мая 2019 года из курдского лагеря Аль-Холь - транзитом через Актау в Актобе. Седьмого июля 2012 года он выехал в Москву. Оттуда - туристическим каналом в Египет, куда он поехал за теологическим образованием.
В Египте мужчина попал под влияние вербовщиков ДАИШ*, а позже переправился в Сирию, где вступил в состав террористической организации.
"Мне нечего скрывать. В Сирию я поехал по ряду причин. В 2013 году, кода мы были по пятницам в мечети Египта, там была открытая пропаганда. Призывали ехать в Сирию. Жители на видео говорили, что их убивают, спрашивали: а где мусульмане, почему не защищают. Услышав это, ребята начали уезжать. В 2014 году я нашел деньги на билеты, мне помогли найти дорогу. Мы проходили так называемую военную подготовку. Турник, брусья, пробежка, плавание, учились стрелять из автомата Калашникова. В обвинительном акте сделали из меня Рэмбо. Нет, просто был Калашников", - сказал Куанов в суде.
Вернувшийся из Сирии казахстанец объяснил фото с отрезанной головой
В Сирии, по версии обвинения, он преподавал толкование Корана боевикам казахской национальности.
"Я выходил на рибат (пограничная застава) 3-4 раза. В марте 2015 года мы вышли на амалию (войсковую операцию). Приказ был ночью, нас было 19 человек. На дороге на нас посыпался град из пуль. Я получил ранение в ногу. На протяжении длительного времени меня беспокоила нога, я сказал, что не могу заниматься никакой активной деятельностью, некоторое время преподавал арабский", - добавил он.
Казахстанец рассказал, как боевики расстреляли троих его друзей в Сирии
Куанову вменяют часть 2 статьи 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет), часть 2 статьи 256 (Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, наказывается лишением свободы на срок от семи до 12-и лет), часть 2 статьи 257 (Участие в деятельности террористической группы или в совершаемых ею актах терроризма, наказывается лишением свободы на срок от восьми до 12-и лет), часть 1 статьи 259 (Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности, наказывается лишением свободы на срок от восьми до 12-и лет с конфискацией имущества ) и статью 260 (Прохождение террористической или экстремистской подготовки, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет).
Возвращенных из Сирии казахстанцев судят за терроризм - видео
Обещали рай в Вазиристане
О своей жизни в Сирии суду рассказал Бахтияр Ибраев 1984 года рождения. Он тоже из-за травмы ноги получил разрешение отвечать, не вставая. По версии обвинения, в афгано-пакистанскую зону Ибраев, который получил прозвище Абу Али, выехал в марте 2009 года. С июля 2013 года был в Сирии, где и примкнул в состав ДАИШ*. В материалах указано, что он был инструктором по боевой тактике и снайперскому делу.
"Я выехал изначально с семьей для обучения в Египте. Там я познакомился с гражданами Казахстана. Знакомый Абдулла пропагандировал хиджру – переселение в мусульманские страны, в данном случае про Пакистан. Я выбрал Вазиристан (горный регион и самопровозглашенное непризнанное государство на северо-западе Пакистана на границе с Афганистаном - Sputnik), потому что я слышал – там можно жить с семьей. Прожил я там четыре года, меня несколько раз забирали на рибат (своего рода погранзастава)", - сказал Ибраев.
Ибраев, с его слов, понял, что в Вазиристане нет "священной войны", а есть война гражданская. Не найдя истины в этой местности, мужчина решает выехать в Сирию.
"Поддался пропаганде. Говорили, что на священной земле будет халифат", - ответил он.
Бахтияр Ибраев обвиняется по части 2 статьи 233-2, часть 2 статьи 233-1 (под редакцией от 1997 года), часть 2 статьи 257 Уголовного кодекса*.
Открытое судебное слушание в отношении 14 вернувшихся из Сирии казахстанцев проходит в Нур-Султане. Они, по версии обвинения, являются бывшими боевиками ИГ* и причастны к разным преступлениям, связанным с террористической деятельностью.
Тюрьмы с боевиками-наемниками остались без охраны в Сирии
- Часть 2 статьи 233-2. Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности. Участие в деятельности террористической группы или в совершаемых ею актах терроризма - наказывается лишением свободы на срок от шести до 12-и лет с конфискацией имущества или без таковой.
- Часть 2 статьи 233-1. Пропаганда терроризма либо экстремизма или публичные призывы к совершению акта терроризма. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо руководителем общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации, либо совершенное группой лиц - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
- Часть 2 статьи 257. Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности. Участие в деятельности террористической группы или в совершаемых ею актах терроризма - наказывается лишением свободы на срок от восьми до 12-и лет с конфискацией имущества.
ИГ*, ДАИШ* - запрещенная в России и Казахстане террористическая организация