НУР-СУЛТАН, 7 авг — Sputnik. Стройный ряд железобетонных "рогаток" - первое, что видят люди, по дороге из международного аэропорта Нурсултан Назарбаев в город. Жители в шутку прозвали опоры "памятником коррупции" и предлагали оставить в качестве своеобразного арт-объекта. Однако в правительстве заверили, что проект будет завершен до конца 2020 года. В этой связи астанчане обеспокоены тем, что простаивающие опоры "ржавеют и ветшают", а это может в дальнейшем сказаться на качестве и безопасности.
Корреспонденты Sputnik Казахстан побывали на объекте и обратились за разъяснениями в компанию "Астана LRT" при Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы.
Строительство LRT затянулось - почему?
Первоначально поезда LRT должны были встречать гостей всемирной выставки ЭКСПО, которая проходила летом 2017 года. Однако в активную фазу проект вступил лишь в мае 2017 года.
Этому событию предшествовал коррупционный скандал, в результате которого бывший глава "Астана LRT" Талгат Ардан сбежал из страны. В настоящее время он находится в розыске по линии Интерпола из-за хищений средств, которые он совершил в 2014 году.
Раскрыты новые подробности в деле беглого экс-главы "Астана LRT"
Завершить строительство LRT планировали к 31 декабря 2019 года, а запустить проект - летом 2020 года. Однако в апреле текущего года строительство было приостановлено из-за возникших проблем с финансированием со стороны китайских инвесторов. Кроме того, часть денег LRT оказались "заморожена" в обанкротившемся Банке Астаны.
Строительство LRT приостановили в Нур-Султане
В июне Минфин Казахстана заявил, что найден новый источник финансирования и облигации компании "Астана LRT" на сумму 1,5 миллиарда долларов выпустят для займа на внутреннем рынке. Столичный акимат оптимизировал затраты и удешевил проект. Вместе с тем, власти смогли разморозить из Банка Астаны меньше 5% денег проекта LRT.
Как удешевят LRT в Нур-Султане - инфографика
Как выглядит линия LRT сегодня
Опоры под эстакаду тянутся от аэропорта до нового вокзала "Нурлы Жол". Кое-где через них уже переброшены основы платформы под монорельс.
Где-то опоры покрыты лесами. А в нескольких местах из земли действительно торчат лишь прутья арматуры.
Пассажиры смогут пройти регистрацию на самолет на станциях LRT в Нур-Султане
Объект не выглядит ветхим и заброшенным - строительство было приостановлено всего несколько месяцев назад. Сохраняются отгораживающие объект заборы.
Чем грозит простой качеству и безопасности объекта
Как рассказали Sputnik Казахстан в компании "Астана LRT", железобетонные конструкции возводились по современным технологиям, отвечающим всем стандартам и нормам Республики Казахстан.
Перед началом строительства были проведены инженерно-изыскательские, а также проектные работы. Кроме того, железобетонных конструкции изначально должны быть устойчивы к нагрузкам, возникающим при движении поездов, а также всем капризам столичной погоды - сильному ветру, дождю, морозам и жаре, поэтому жителям и гостям города беспокоиться не о чем.
"Согласно экспертным работам были рассчитаны все несущие-ограждающие элементы данных конструкции. В том числе динамические и статические нагрузки, а также воздействия окружающей среды. Перед применением материалов для строительства запрашиваются сертификаты, паспорта и лабораторные испытания на соответствие проекту для бетона, арматуры, инертных материалов", - сообщили в компании "Астана LRT" в ответ на запрос Sputnik Казахстан.
Более того, на проект LRT получено соответствующее положительное экспертное заключение. А также ход строительства контролируют аттестованные эксперты в сфере несущих ограждающих конструкций, инженерных сетей и технологического оборудования, а также государственные надзорные органы.
Sputnik Казахстан обратился за комментарием к независимому специалисту.
"То, что объект сейчас стоит - никак не повлияет. Для бетона это даже хорошо - он продолжает давать усадку, в этом смысле конструкция становится только прочнее. Относительно "ржавой арматуры": чтобы точно сказать, произвела ли ржавчина эффект, нужно делать механохимический анализ, визуальное обследование и физическую дефектоскопию. Скорее всего, то количество коррозийной пыли, которое могло образоваться, - в допустимом количестве", - прокомментировал специалист по неразрушающему контролю одной из казахстанских компаний.
Эксперт подытожил, что исходя из практики, никакого эффекта "простаивание" на объект оказать не могло, если все изначально было сделано по всем правилам и нормам.
"Построенные железобетонные опоры соответствуют всем нормам с расчетным сроком службы более 70-100 лет и климатические условия, как дождь и снег, не повлияют на несущую способность построенных железобетонных конструкции", - заверили в "Астана LRT".
Ожидается, что сроки возобновления строительства легкорельсового метро в Нур-Сутане будут объявлены осенью 2019 года.