Неприхотливы и надежны: какие боевые самолеты покупает Казахстан у России

© Sputnik / Марк Агнор / Перейти в фотобанкЗаправка топливом самолета
Заправка топливом самолета - Sputnik Казахстан
Подписаться
На авиасалоне МАКС-2019, который пройдет 27 августа – 1 сентября в городе Жуковском Московской области будут представлены новейшие модификации самолетов Ил-76 (военно-транспортный) и Ил-78 (топливозаправщик). Они надежны и неприхотливы в обслуживании, могут садиться и взлетать с грунтовых площадок, имеют высокую репутацию в России и традиционно пользуются спросом в странах Азии и Африки.

Первым заказчиком новейших военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в СНГ стал Казахстан, опередивший Алжир, Иран и ЮАР (контракт на поставку двух машин заключен в 2016 году). В перспективе основные потребители российской авиатехники в мире будут постепенно обновлять имеющийся парк военно-транспортных самолетов. Поэтому у новейших самолетов семейства "Ил" (Ил-76МД-90А(Э) и Ил-78МК-90) – большое будущее.

Крылья армий СНГ

Постсоветское пространство и, в частности, Армения, Беларусь, Украина и Узбекистан перенасыщены самолетами семейства "Ил". Однако машины советской поры стареют физически и морально. Новейшие российские модификации Ил-76 и Ил-78 устремлены в светлое экспортное будущее. Ульяновское предприятие "Авиастар–СП" до 2020 года загружено. Оно произведет 39 транспортных самолетов для Министерства обороны РФ. До 2030 года российское военное ведомство планирует приобрести более сотни Ил-76МД-90А. По данным СМИ, экспортная стоимость такой машины – около 30 миллионов долларов, при этом "первые ласточки" уже полетели в СНГ. Точнее – в Центральную Азию.

Казахстан приобретет в России два военно-транспортных самолета

Казахстан не случайно стал первым экспортером Ил-76МД-90А. У республики есть масштабные планы по перевооружению авиации, которая обеспечивает и ударный потенциал, и мобильность войск. Казахстан – огромная по площади страна с достаточно компактной армией. В кризисной ситуации поддерживать высокую концентрацию войск во всех округах одновременно без развитой военно-транспортной авиации невозможно.

Российско-казахстанское военно-техническое сотрудничество развивается стабильно, и в соответствии с договоренностями 2015 года Казахстан покупает военную технику по внутрироссийским ценам. До этого передача оружия шла, как правило, на безвозмездной основе: например, в 2015 году казахские войска получили от Минобороны РФ пять зенитных ракетных комплексов С-300ПС и 170 ракет для них.

В ближайшие годы, с расширением серийного производства и другие страны Центральной Азии потянутся к новейшим модификациям российских Ил-76.

Боевая история

Военно-транспортный Ил-76 создавался прежде всего для переброски войск и военной техники, а также десантирования. В грузовой кабине могут разместиться три боевые машины десанта или 126 военнослужащих. Максимальная грузоподъемность Ил-76 – до 60 тонн, крейсерская скорость – до 800 километров в час, дальность без дозаправки – до 6500 километров.

Армия Казахстана "штурмует" мировой рейтинг

В свое время "дедушка" Ил-76 садился в Антарктиде, на льды Арктики и в пустынях Афганистана (в эту страну в 1970-х и 1980-х годах военно-транспортные "Илы" совершили около 15 тысяч рейсов, и перевезли свыше 786 тысяч военнослужащих, 315 тысяч тонн грузов). Сегодня гражданские и военные версии семейства "Ил" успешно эксплуатируются в более чем 15 странах мира.

Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А – это глубоко модернизированная версия Ил-76МД. Самолет предназначен для переброски воздушного десанта, межрегиональной перевозки грузов, перевозки больных и раненых, тушения природных пожаров. Летные испытания первого модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-М состоялись в 2016 году. Этот проект разработан Авиакомплексом им. С.В. Ильюшина по заданию минобороны РФ для модернизации парка ВКС России – тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД, а также самолетов-топливозаправщиков Ил-78 и Ил-78М.

Первый полет модифицированный Ил-78М-90А – топливозаправщик совершил в январе 2018 года.

Самолет создан на базе новейшего военно-транспортного Ил-76МД-90А, однако по транспортным возможностям на 40% превосходит предшественника благодаря увеличенному объему грузовой кабины, установке новых экономичных двигателей, модернизации пилотажно-навигационного комплекса. Топливозаправщик может быть использован и в качестве военно-транспортного самолета. При необходимости на него могут быть установлены средства пожаротушения (переоборудование возможно в аэродромных условиях). Серийное производство разворачивается на ульяновском авиастроительном предприятии в Ульяновске, и в перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком ВКС России.

Многофункциональная платформа "Ил" позволяет использовать базовую машину в качестве летающего командного пункта, самолета дальнего радиолокационного обнаружения, самолета-заправщика, летающего госпиталя. Ресурс самолетов семейства "Ил" достигает 30 лет.

На базе Ил-76МД-90А созданы воздушные топливозаправщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО) А-50, а также новейший самолет-разведчик А-100 "Премьер".

Лента новостей
0