НУР-СУЛТАН, 27 июл — Sputnik. Казахский исправительно-трудовой лагерь просуществовал с 13 мая 1930 года по 27 июля 1959. Ровно шестьдесят лет назад Карлаг был закрыт, а точнее - реорганизован в управление мест заключения МВД Карагандинской области.
Это был один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР, состоявший в системе ГУЛАГ НКВД. Карлаг раскинулся на полтора миллиона гектаров, через него прошло более миллиона человек.
Страшная история ГУЛАГА
Центр лагеря был расположен в селе Долинка в 45 километрах от Караганды. Здесь проживало лагерное начальство. Сейчас на этом месте музей и мемориальный комплекс.
Чем дальше от суровых времен репрессий, тем больше интереса появляется к этой теме. В Казахстане развивается, так называемый, "ГУЛАГ-туризм". По данным профессора британского университета Глазго Гийома Тибергиена, порядка 27 тысяч иностранных туристов посетили за 2018 год места, где раньше были расположены лагеря Карлаг и АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины).
Ровесники репрессий все еще не любят вспоминать эти страшные годы, вместе с тем у молодого поколения появился интерес - от семейных историй, которые передавали из уст в уста, страшась записывать, до переосмысления истории молодыми. Это и вызвавший большой резонанс фильм журналиста и блогера Юрия Дудя "Колыма - родина нашего страха" и проходящая в настоящее время в столице Казахстана выставка современных художников "Воспоминания. Диалоги памяти".
Красные строчки: неизвестные истории жертв политических репрессий
На выставке в Нур-Султане выступил доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Казахстана, мажилисмен Нурлан Дулатбеков. В своей лекции он поделится опытом работы Научно-исследовательского центра "Карлаг: память во имя будущего", и карагандинской академии "Болашақ" деятельностью которой являются научные исследования сталинских репрессий.
О том, почему в обществе появился запрос на то, чтобы больше узнать, что происходило в Казахстане в 30-50 годы, и какой след оставили лагеря ГУЛАГа в мировоззрении людей, Нурлан Дулатбеков рассказал корреспонденту Sputnik Казахстан в отдельном разговоре.
Правда о лагерях - часть истории народа
Центр проводит архивные исследования, публикует книги в которых содержатся статистика, списки заключенных, карты, таблицы, альбомные репродукции, фотографии, истории восстаний, факты, расследования, очерки, воспоминания и другая ценная информация для раскрытия истории узников: политических заключенных, военнопленных и сохранения памяти во имя будущего.
"Казахстан стал родиной": бывший военнопленный о годах в Карлаге
"Массовые политические репрессии первой половины двадцатого века вписаны в историю, как зверства тоталитарного режима против собственного народа. И в истории нашей страны особое место занимает система исправительно-трудовых лагерей. Почему был создан Карлаг? Это и геополитический фактор: малая населенность, обширные территории, богатые природные ресурсы, а также удаленность от других территорий СССР. Здесь осуществлялась грандиозная программа по развитию горно-металлургической промышленности, сельского хозяйства. Для этого нужна была рабочая сила - дешевая, точнее - бесплатная. Поэтому, например, целая Тимирязевская академия оказалась в Карлаге", - говорит Дулатбеков.
Слезы и боль Карлага: в каких условиях жили узники лагерей
Профессор Дулатбеков подчеркивает, что до сих пор нет точных сведений о количестве лагерей системы ГУЛАГа, о численности невинно отбывающих сроки, умерших, месторасположении лагерей.
"Хочу отметить, наше государство первым из постсоветских стран признало день памяти жертв политических репрессий. Сразу после обретения Казахстаном независимости закон о реабилитации жертв массовых политических репрессий стал одним из первых подписанных Елбасы Нурсултаном Назрбаевым. Это позволило раскрыть засекреченные прежде архивы и узнать о судьбах своих родных и близких. Хотя мы еще не совсем удовлетворены раскрытием архивов, процесс идет", - отмечает профессор.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
О чем молчат архивы
Несмотря на огромную работу, большая часть архивов Карлага до сих пор засекречена. Кроме того, весомая часть документального массива хранится в России.
"Когда я открываю архивы, всегда смотрю записи, кто смотрел до меня. Чаще всего вижу две-три фамилии. И все. К архивам обращаются в основном наши ученые. Все фамилии мне знакомы. Очень затрудняет работу правила работы - например в день можно брать только 3-4 документа. И ведь еще нужно знать, что запрашивать, где искать. Невозможен доступ ко многим фондам государственных и ведомственных архивов КНБ и МВД. Кроме таких официальных препятствий бывает и такое, что отсутствуют отдельные папки из описей - о чем руководство может даже не знать", - говорит Дулатбеков.
"Расстрельные" документы впервые показали казахстанцам
Исследователь считает, что уже пришло время для того, чтобы снять с документов гриф секретности.
"Я думаю, что время настало. Прошел уже почти век, если считать с 30-х годов, сменилось несколько поколений. Говорят - "откроем архивы - люди будут судиться и мстить родственникам своих предков, которые писали доносы". Я думаю, что этого не будет. Во-первых, прошло уже много времени. Во-вторых, мы знаем, что многие показания из людей буквально "выбивали", - отмечает он.
Казахстанец узнал о судьбе репрессированного отца спустя почти 70 лет
Писали картины кровью
Дулатбеков - автор более 200 научных трудов, а также книг, рассчитанных на широкую читательскую аудиторию, раскрывающих историю Гулага и судеб его узников. Особое место в них занимает тема, которая кажется чуждой для суровых условий, смерти и страданий - творчество и живопись.
"Жертвами Карлага были и дети, и взрослые, и простой люд, и крупные руководители, и творческая интеллигенция. В числе спецпереселенцев - немцев, корейцев, чеченцев приехали и художники. В том числе очень известные. А первая выставка репрессированных мастеров состоялась только в 1990 году", - отмечает он.
Среди заключенных были художники, поэты, артисты, писатели, скульпторы, вязальщицы, которые продолжали творить даже за колючей проволокой.
Например, книга "Черным карандашом Карлага" стала продолжением исследования Центра "Карлаг: во имя будущего" Карагандинского университета "Болашақ". Первая книга вышла в 2009 году под названием "Творчество в неволе". Она рассказывает о работах живописцев - Ирины Борхман, Аллы Васильевой, Марии Мыслиной, Владимира Эйферта, Генриха Фогелера и других.
Они изображали природу, бытовые зарисовки, писали портреты других заключенных и автопортреты. Все их творчество - удивительно умиротворяющее. Вместе с тем, за всем этим - трудная жизнь и шокирующие истории.
"Одна из них - Ирина Борхман, обвинялась в шпионаже, была арестована по национальному признаку, провела в Карлаге с 1942 по 1951 годы. Один из лагерных рисунков - кабан "Борька" выполнен свиной кровью, не было карандашей и красок. Есть сведения о том, как художники смешивали уголь с собственной кровью, если было нечем рисовать", - указывает Дулатбеков.
Чемодан, полный сокровищ
Настоящая жемчужина коллекции профессора Дулатбекова - архив репрессированного художника Карлага Льва Премирова.
"У Премирова есть стихотворение "У меня есть старый чемодан / Он полон несметных сокровищ / И я богач..." Мне все было интересно, о чем же идет речь. В ноябре 2018 года я зашел в антикварную лавку в Караганде. Хозяин на что-то намекнул и попросил у меня телефон. В тот же день мне позвонил собиратель старины. У него оказался архив тетрадей и зарисовок Премирова! Коллекционеру рисунки передала соседка. Они хранились в старом чемодане!" - рассказал профессор.
Кроме рисунков в архиве были стихи, дневники, проза, художественные зарисовки, философские рассуждения.
"В 2019 году весь архив оказался у меня. Я решил, что наследие художника должно быть опубликовано. Все эти работы вошли в новую книгу "Лев Премиров: Исповедь художника Карлага", которая вышла в этом году", - сказал профессор.
Дулатбеков принес оригинальные работы на лекцию и показал публике. Яркие картины - много рисунков обнаженных женщин, графика, а также портреты и другие работы, выполненные в особой узнаваемой манере художника.
Дулатбеков вспоминает, что сведения и воспоминания, связанные с художником Львом Премировым, пришлось искать долго.
Лев Премиров был сыном русского писателя Михаила Премирова. Он родился в Саратове в 1912 году. С детства проявлял тягу к рисованию, поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Но в 1934 году был арестован по доносу сокурсника и в 1935 осужден на 6 лет по политической 58-й статье. В 1949 году Премиров был арестован повторно и выслан в Балхашское отделение Карлага. Провел в лагерях в общей сложности 17 лет. После освобождения в 1956 году жил и работал в Караганде. Реабилитирован в 1965 году.
Во время заключения у Премирова случился "роман" со студенткой первого курса Московского художественного института Ириной Калиной. Девушка попала в 1950 году Степлаг, работала на строительстве города Балхаша.
"У него не было зубов – все выбиты. Большие голубые глаза. Я его совсем не любила, но наша переписка очень меня поддерживала. Он писал о музыке, литературе, очень образованный был. Перебрасывал письма через три метра проволоки. Когда нас ловили, меня сажали в карцер. Но мы продолжали переписку - это была моя духовная жизнь", - из воспоминаний Ирины Калиной.
Кроме писем известен еще один любопытный экспонат - шкатулка с инициалами Л и И, которую Премиров сделал и также "перебросил" возлюбленной.
Диалог с молодыми: оцифрованная история
Именно через такие истории людей, картины, предметы быта Дулатбеков вместе с другими исследователями и энтузиастами рисуют доступную для понимания картину происходившего в лагерях, собирают кусочки пазла в обширном полотне истории.
"Мы видим интерес со стороны молодежи, и это наш долг - рассказать, вовлечь. Раньше в музей в Долинке приезжали в основном иностранцы и люди, родившиеся в 60-70 годах. Сейчас становится больше молодых. И мы ищем новые подходы. В первую очередь стараемся сделать так, чтобы информация была доступна в Интернете. Это огромная работа, которая приносит свои плоды. В школах эту тему по истории углубленно не изучают. Но я, например, организовывал международный конкурс сочинений школьников в 7-8 классов. Вниманием детей не завладеешь через монографии и цифры. Но мы рассказали истории заключенных и по книге о художниках предложили им написать сочинения. Сработало", - поделился ученый.
Отметим, что сентябре 2019 года библиотекой Шахтинска в сотрудничестве с музеем жертв политических репрессий в Долинке началась оцифровка документов Карлага. В настоящее время на сайте Центральной библиотечной системы доступно более 400 книг и газет 30-х годов, в том числе напечатанных на латинице, а а также исторические документы, в том числе приказы и сообщения НКВД, письма репрессированных.