В минувшие праздничные выходные решила прокатиться по замечательным велодорожкам, которые стали подарком к юбилею столицы. Регионы Казахстана подарили тогда еще Астане 56 километров велодорожек. Удобные расчерченные по всем правилам "красные стрелы" дорожек соединили правый берег с левым, протянувшись от старого центрального парка через центр левобережья и вдоль набережной реки Есиль к Зеленому поясу.
Звучит романтично, от перспектив веет свежим ветром, солнцем и стремлением к активному образу жизни. Однако велокультуре, а также набирающим популярность безмоторным и электрическим самокатам и сегвеям в городе пока приходится несладко.
По велодорожкам ходят люди - иногда целыми семьями и с детскими колясками. Причина - многие велодорожки устроили, "отобрав" лучшие участки тротуара у пешеходов, особенно те, что в тени, как по улице Кунаева, либо целиком - как в районе ТЦ "Keruen City" по улице Туран. Либо, проложив велодорожки в парках, не сделали альтернативные прогулочные зоны для пешеходов.
Также на велодорожке могут припарковаться или проехаться автомобили.
Сами велодорожки могут внезапно оборваться в бордюр, забор, спуск с лестницы.
Проблема, которую я хочу затронуть, и жертвой которой стала сама, касается злополучного участка велодорожки близ моста "Архар", который находится по улице Сарайшык, а под ним проходит маленькая, но очень важная "правительственная" улица Макатаева.
На электронных картах указана непрерывная велодорожка, уходящая под мост и пересекающая Макатаева.
Когда-то там был переезд, правильный съезд в виде пандуса и плавный переход. Дорожка была одним из подарков городу и гордостью столицы.
Котенок путешествует вместе с хозяином на велосипеде - видео
В конце июля по Макатаева решили сделать ремонт и вместо пандуса вкопали высокий бордюр. Теперь, спускаясь с пригорка на набережной под мост велосипедист сталкивается с препятствием, вовремя не заметив которое буквально разбивается.
Одной из первых жертв такого произвола стал Павел Тулупов.
"Проезжал по дорожке 23 июня, никаких знаков, бордюр не покрашен, не заметил преграду и расшибся на велосипеде. Я ободрал бок, разбил телефон и очки, вызвал "скорую", участковых, написал заявление на организацию, проводившую ремонт, но никакого ответа пока не получил, хотя прошло две недели. Пока я там стоял, ждал службы, предупредил человек 20-30 велосипедистов, которые также не знали об этом и если б не я, то тоже стали бы жертвами. И неизвестно сколько еще будет жертв", - рассказал Павел по телефону.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
После обращения Павла у велодорожки на спуске появился знак "движение велосипедов запрещено", однако поскольку это велодорожка, она расчерчена и ничем не перегорожена, на знак почти никто не обращает внимания.
С субботу, 29 июня, серьезные травмы получила журналистка Александра Власова. Женщина перенесла операцию и до сих пор находится в больнице.
"Я ехала на велосипеде в седьмом часу вечера. Езжу спокойно, для удовольствия. Свернула под мост, а потом поняла, что лежу на дороге и жуткая боль. Мне помогли несколько велосипедистов и других прохожих. Самое серьезное, помимо всех ушибов - разрыв акромиально-ключичного сочленения. Предстоит долгая реабилитация, однако мне сказали, что сустав, простым языком, "не срастется", и будет держаться на швах", - рассказала Власова.
Казахстанец отправился в Мекку на велосипеде
По словам триатлониста Жаната Кожахметова, главы спортивного клуба Athletic Family, установленный недавно бордюр несет серьезную опасность для горожан, совершающих велопрогулки.
"Почти каждый день езжу на работу по этой дороге на велосипеде. Раньше там был пандус, теперь его нет. Помню один раз там поставили заграждение - небольшой забор, предупредительный бордюрчик, метров за пять до бордюра при выезде на дорогу. Но затем снова убрали. Сейчас происходит так, что человек едет по дорожке и накатом спускается вниз, не успевая заметить предупредительный знак, который появился там недавно. И если я благодаря своей физической подготовке могу успеть как-то среагировать, то большинство людей падают и получают травмы. Раз это происходит - нужно что-то менять: либо вернуть пандус, либо закрыть съезд на эту дорожку, чтобы люди не страдали", - считает Кожахметов.
Астанчанин в жуткий мороз добирается до работы на велосипеде – видео
Моя история именно такая: ни о чем не подозревая, свернула на спуск и поняла, что вместо пандуса появился бордюр, скорость была невысокой, но падения избежать не удалось. В итоге - поездка в травмпункт, где диагностировали перелом кисти, а также открытые раны на локте и колене. Гипс я буду носить три недели.
Кто и зачем поставил бордюр
Согласно нормам и правилам СНиП Казахстана и международных норм по проектированию велосипедных дорожек последние не должны упираться в ограждение или бордюр без возможности проезда перекрестка велосипедистом. Подобные нарушения были выявлены и в Алматы, сказано в исследовании ПРООН-ГЭФ "Устойчивый транспорт".
Какие новшества на дорогах Алматы защитят велосипедистов – фото
Кому и зачем понадобилось портить созданную ранее в соответствии со всеми нормами велодорожку? Мне пока не удалось получить официальный ответ от местных исполнительных органов, однако столичное велосообщество и жители города уверены, что все дело в особом неофициальном статусе улицы Макатаева:
"Эта велодорожка пересекает дорогу, по которой только спецмашины высокого уровня ездят. Удивительно, что там нет светофора, так как спецмашины летят обычно на высокой скорости".
"Этот переход уже известен всем. Кажется, специально так сделали, чтобы велосипедисты сбавляли скорость. Но раньше ЧП не было, все ездили без проблем, не знаю, зачем они так замудрили".
Возможен ли мир между велосипедистами и пешеходами
Надеюсь разобраться с этим с помощью ответов столичного акимата и министерства культуры и спорта, куда были направлены запросы. А пока осваиваю технику печатания одной рукой, авось к моменту снятия гипса стану амбидекстром.