В сезоне 2018/19 ARTиШОК держится на трех китах: "Дон Кихот", "Гамлет", "Ер Тостик". И если первые два режиссер Галина Пьянова характеризовала как антигеройские, то в образе батыра Ер Тостика, персонажа самой популярной казахской сказки, она пообещала показать настоящего героя (если даже не супергероя).
Казахстанский театр: живет или выживает
Но прежде чем говорить о персонажах, стоит рассказать о музыке и формате оперы для драматического театра в целом.
Камерная опера для драматического театра – это совсем не то, что вы себе представляете при слове "опера". Здесь нет симфонического оркестра, хора и голосов в стиле бельканто. В "Ер-Тостике" вместо оркестра – четыре музыканта ансамбля современной музыки "Игеру", за вокальные партии отвечают артисты ARTиШОКа и театральной команды Laboratory 316, у каждого из которых всего по одной ноте.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Инструментами служат, помимо традиционных, сделанные специально для спектакля: персонажи играют на казанах, коробах, стременах и подковах.
Музыкальную партитуру к спектаклю писал российский композитор Александр Маноцков. Постановочное трио, куда помимо него вошли режиссер ARTиШОКа Галина Пьянова и художник Антон Болкунов, в этом же составе работало в новосибирском "Старом доме" над спектаклем "Снегурочка", получившем два года назад премию "Золотая маска" в номинации "Эксперимент".
Разъяв русский миф о Снегурочке, Маноцков, Пьянова и Болкунов приступили к мифу казахскому. Оставив без изменений сюжетную линию, создатели оперы "Ер Тостик" перенесли действие во вторую половину XXI века и привнесли в историю атмосферу вестерна.
Тетр ARTиШОК: почему эксперименты шокируют зрителей
Вестерн, впрочем, весьма условен. Здесь есть Шериф и Ковбои, но вместо Дикого Запада – не менее дикая Великая Степь. Художник спектакля рисует припыленную картину постапокалипсиса, где правит Бекторы – не та красавица и дочь пери, что в оригинальном тексте сказки, а страшная кровососущая старуха, физическое воплощение джута и вообще любого бедствия.
Ер Тостик в начале совсем не выглядит героем. Чингиз Капин создает образ, в котором портретно угадывается не то Ильяс Жансугуров, не то Мустафа Шокай из одноименного фильма Сатыбалды Нарымбетова – казахский интеллигент с кротким взглядом в узнаваемых круглых очках.
Очки здесь важный атрибут – как только герой роняет их на авансцену, с ним случается перевоплощение, и тогда становится понятно: вот какого героя имела в виду режиссер Галина Пьянова. Сталкиваясь с трудностями на своем пути и преодолевая их, Ер Тостик получает в награду способность видеть – и этот его новый взгляд прожигает насквозь.
Сложно сказать, кто антагонист в этой истории. Разумеется, в первую очередь обстоятельства – как в любой классической драме. Но в них врастает фигура Бекторы: она часть этой Великой Степи, она ее хроническая болезнь. У Бекторы (ее играет Виктория Мухамеджанова) совсем не много сценического времени, но энергетически именно она формирует вселенную спектакля.
Зефирный Жора выходит на сцену – новая постановка для детей театра ARTиШОК
И не просто так Бекторы развязывает всю историю в предпоследней сцене "Ер Тостика". Здесь уместна цитата из либретто: "Бекторы, воспользовавшись отсутствием Ер Тостика, подло убивает последних казахов на Земле".
Начиная работу над спектаклем, его создатели объявили, что "Ер Тостик" станет их ответом на вопросы текущего времени, манифестом относительно складывающейся ситуации в стране. В этом смысле финал спектакля (я не буду раскрывать его для тех, кто собирается на "Ер Тостика" в будущем сезоне) вряд ли многим придется по вкусу: он точно не прибавит оптимизма. Но, к сожалению, его действительно можно считать адекватным заданному вопросу: как нам выживать в нашей Великой Степи.
Казахстанцы собрали два миллиона на строительство сцены ARTиШОКа
Опера "Ер Тостик" - это мощный концентрат разнообразных творческих энергий. Здесь не иначе как удачным стечением обстоятельств удалось собрать всех и все: и ARTиШОК, и композитора Александра Маноцкова, и ансамбль "Игеру", и Laboratory 316, и драматурга Александра Диденко, и фолклориста Кайрата Жанабаева. В итоге получилось впечатляюще и – да, сложно. Настолько, что не все, кто пришел на премьеру, смог высидеть спектакль (а длится он всего 80 минут) до конца.
Но в "Ер-Тостика" (между прочим, как и в артишоковских "Гамлета" и "Дон Кихота") вы смотрите как в бездну. А бездна начинает всматриваться в вас.
И страшно не оттого, что это эстетика, близкая к хоррору. А оттого, что это жизнь.