АЛМАТЫ, 2 июн — Sputnik. Если театр начинается с вешалки, то отпуск для большинства туристов – с самолета. Мало кому удается летать чаще одного-двух раз в год, а потому, оказавшись на борту, человек уже испытывает особые чувства. Необычным кажется все и, даже еда, с которой пассажир "расправляется" в считанные минуты. При этом, не представляя, скольких усилий стоил этот перекус на высоте нескольких тысяч метров.
Как попасть на объект с особыми секретами
Отправляясь в Международный аэропорт Алматы, в Центр бортового питания, наша съемочная группа даже не представляла, через что придется пройти. Попасть в здание, где готовят еду для пассажиров самолетов, оказалось сложнее, чем, к примеру, в исправительную колонию.
Нам потребовалась помощь сопровождающего представителя аэропорта, чтобы пройти бюро пропусков, КПП при въезде на территорию воздушной гавани, а затем еще один - и мы оказались на отдельно огороженной территории, в центре которой расположилось небольшое одноэтажное здание.
Проверки на каждом этапе в разы строже, чем где бы то ни было. Рентген аппараты, рамки – металлодетекторы, служба безопасности с металлоискателями – все это пришлось пройти не один раз. На месте назначения мы оказались примерно через час.
Когда простой склад – стратегический объект
У входа в центр бортового питания нас встречают сразу несколько специалистов, которым предстоит познакомить нас со своей "кухней" и тут же предлагают надеть белые халаты, специальные шапочки и медицинские маски. Предупреждают, что в противном случае узнать секреты цехов центра у нас не поучится.
Пока мы экипируемся, к эстакаде подъезжает небольшой грузовичок. Нам объясняют: "Поставщики привезли продукты". Казалось бы, что сложного - принять товар и отправить его на склад? Но, как выясняется, особенности работы этого подразделения аэропорта начинаются задолго до этого момента.
"К поставщикам продуктов – особые требования. Все продукты должны иметь сертификат качества. Более того, прежде чем начать работать с тем или иным поставщиком, специалисты выезжают на место и смотрят, в каких условиях они производятся и хранятся. Только полностью убедившись, что все условия безопасности соблюдены, заключают договор", - рассказывает начальник отдела качества Центра бортового питания Международного аэропорта Алматы (МАА) Даржан Жанабекова.
Процесс приемки продуктов – тоже целый ритуал. Прежде чем попасть на склад, проверяется их маркировка, внешний вид. Если продукт скоропортящийся, то замеряется его температура с целью установить, соблюдены ли правила доставки. Также на предмет соответствия санитарным нормам проверяется кузов транспорта, который доставил товар. Но и это еще не все. Прежде чем попасть на хранение, вся полученная продукция пересыпается и перекладывается в собственную тару Центра бортпитания.
"Делается это для того, чтобы исключить попадания на территорию запрещенных предметов, которые могут быть вложены кем-то в заводскую упаковку товара", - объясняет инспектор по авиационной безопасности Центра бортпитания МАА Бейбут Сыздыков.
Никакой автоматики – все вручную
После знакомства со складом и правилами хранения продукции проходим в глубину здания и попадаем в цех горячего питания.
Ожидание увидеть обычную общепитовскую столовку сменяется удивлением. Столько кастрюль, казанов, сковородок и прочей кухонной утвари, в которой на десятках плит одновременно и без остановки что-то жарится и парится, мне не приходилось видеть даже в крупных воинских частях.
Специалисты затрудняются точно сказать, какое количество продуктов проходит через их руки ежесуточно. Но это можно представить, зная, что каждые 24 часа здесь готовят еду на семь и более тысяч пассажиров.
Как повара, работающие здесь, успевают одновременно за всем уследить и не дать еде перевариться или подгореть – сложно представить, однако видно, что все отработано до автоматизма.
К примеру, знаменитые круглые булочки, которые подают в большинстве авиакомпаний вместо стандартного хлеба на борту, будучи еще тестом, должны весить 36-38 граммов. И отмеряет порции не конвейер, а сотрудница центра. Уследить за ее отработанной техникой довольно сложно – все происходит очень быстро. Но каждый раз, за редким исключением, как только на весах оказывается кусочек теста, они, как в аптеке, показывают 36-38 граммов.
"Конечно, это уже профессиональное мастерство, отточенное временем. Руки все чувствуют уже не хуже весов", - улыбаясь, говорит Даржан Жанабекова.
Цех множества цветов и с запахом тропиков
Кондитерский цех на этом производстве, пожалуй, самый яркий. Да и пахнет он тропиками. Именно здесь, помимо приготовления разнообразных кексов и пирожных, специалисты занимаются нарезкой фруктов, которые на борту самолетов в качестве одного из блюд меню предлагают пассажирам авиакомпании.
А еще кругом, буквально везде, яркие баночки с желе и вареньем, подносы с выпечкой, различной нарезкой и прочими прелестями любителей сладкой жизни. Куда ни посмотри, картинка буквально завораживает и напоминает фотографии из глянцевых журналов – так и хочется попробовать.
Кстати, здесь все производство также держится исключительно, что называется, на руках поваров. Может именно поэтому бисквиты, кексы и пирожные, которые подают в полете, имеют свой особенный вкус.
Как оставаться вечно молодым
Цех по приготовлению холодных закусок в Центре бортового питания - место особенное. И, пожалуй, одно из самых холодных на производстве. На улице может быть минус 20 или плюс 30 градусов, а здесь сотрудники работают в свитерах, куртках и утепленных жилетах круглый год.
Все потому, что продукты, с которыми приходится иметь дело, - товар скоропортящийся и должен постоянно находиться в помещении при определенной температуре воздуха.
"Зато мы всегда остаемся молодыми!", - шутят сотрудницы цеха.
По их словам, в течение суток через их руки проходит около 40 килограммов сыра и примерно центнер мясной и колбасной продукции. А еще, даже несмотря на холод, в цехе сильно и приятно пахнет свежей зеленью – петрушкой, укропом и кинзой. Нарезанная и разложенная по тарелкам, она напоминает светофор, все цвета которого - ярко-зеленые. Это особенно бросается в глаза в помещении, где практически все оборудование белое.
Что такое политика ножей
Внимательно наблюдая за работой поваров, замечаю, что на каждом лезвии ножа выгравирован свой порядковый номер. Естественно, интересуюсь у специалиста по безопасности, для чего это нужно.
Оказывается, на производстве существует так называемая политика ножей. Нет, этому не учат ни в Академии гражданской авиации, ни в учебном центре. Эта мера разработана и внедрена местными специалистами по безопасности. Ее необходимость объясняется просто: на стратегическом объекте все опасные предметы, а ножи к таковым относятся, должны быть строго учтены, чтобы исключить возможность их попадания на борт самолетов. Мало ли, что может прийти в голову пассажиру, окажись у него во время полета в руках нож.
"Каждый нож пронумерован. Аудит проводится постоянно - в течение недели несколько раз. Причем без предупреждения, чтобы быть уверенными, что ни один нож не пропал и не может вместе с едой случайно либо намеренно попасть на борт самолета. Мало того, цвет ручек ножей в каждом цеху разный, чтобы визуально определять, не перепутали ли их случайно, не вынесли ли в другой цех", - поясняет инспектор по авиационной безопасности Центра бортпитания МАА Бейбут Сыздыков.
Кстати, в случае утери или пропажи ножа заменить его на другой просто невозможно. Ведь перед тем, как попасть на рабочее место, все сотрудники Центра бортового питания проходят контроль не менее жесткий, чем пришлось пройти нам, чтобы попасть на производство.
- А сколько у вас в центре всего ножей? – спрашиваю я то ли ради интереса, то ли для того, чтобы застать сотрудника безопасности врасплох.
- 73, - не задумываясь, отвечает Бейбут Сыздыков.
Безопасности много не бывает
Мало кто знает и еще один важный и интересный факт: члены экипажа в полете не питаются одними и теми же блюдами. У каждого члена экипажа меню отличается от остальных. И это тоже безопасность.
Несмотря на то, что система контроля свежести продуктов и правил приготовления блюд в Центре бортового питания алматинского аэропорта на такой высоте, что с ним вряд ли сможет поспорить большинство очень известных ресторанов, учитывается даже тысячная доля процента возможности попадания некачественного продукта и потеря работоспособности всем экипажем. Специалисты уверяют, что на их практике некачественная еда на борт ни разу не попадала. Но это не отменяет существующего правила.
Большое внимание уделяется безопасности и на последних этапах подготовки питания, перед его погрузкой на борт. Порции, уже сложенные на подносы, укладываются в авиатележки и, еще раз проверив, их опечатывают, маркируют и отправляют в диспетчерский холодильник на охлаждение. Его они покидают за несколько часов до вылета рейса. Но и это еще не все.
При погрузке тележек в транспорт, который доставит их к борту лайнера, проверяется целостность на них пломб, а также кузов техники, в которой они поедут. После погрузки каждая дверь грузовика, обеспечивающая доступ к продуктам, опечатывается еще одной пломбой, которую снимают только у борта самолета.
Что может измениться в ближайшее время
В сравнении с возрастом алматинского аэропорта Центр бортового питания – подразделение сравнительно молодое: в 2017 году здесь отметили 20-летие со дня создания. Большинство сотрудников здесь работают годами и очень дорожат своей работой и любят ее.
То, что все эти годы работа по приготовлению, сбору в порции и отправке питания к бортам самолетов проводится вручную, не мешает предприятию держать высокую планку качества, которое неоднократно подтверждено сертификатами международного уровня: зарубежные эксперты здесь гости частые.
Тем не менее, жизнь не стоит на месте и, как нам рассказали, уже имеется решение строить новое здание Центра бортового питания, где многие рабочие позиции будут предоставлены самой современной технике. Как это может отразиться на конечном результате, который окажется перед вами во время полета на высоте в несколько километров над землей, покажет только время.