НУР-СУЛТАН, 8 мая — Sputnik. Появились записи переговоров экипажа сгоревшего самолета SSJ 100 с диспетчерами в аэропорту Шереметьево.
В Сети появилась полная расшифровка переговоров экипажа и диспетчеров. Подтвердить подлинность записей пока не удалось, пишет издание "Комсомольская правда".
"Просим возврат"
- "КВС: Шереметьево. Вышка. Аэрофлот 1492. Как слышите?
- Диспетчер: Говорите.
- КВС: Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan! (этот сигнал в радиопереговорах означает, что у самолета аварийная ситуация, однако конкретной угрозы людям или судну нет) Рабочее гнездо. Аэрофлот 1492. Москва подход. Москва подход. Просим возврат. 1492 потеря радиосвязи и самолет горит в молнии.
- Диспетчер: Аэрофлот 1492. ИЮ Снижайтесь. Эшелон 80…"
Далее диспетчер координирует пилотов. Курс, эшелон, направление. Штатный разговор.
- "Диспетчер: Аэрофлот 1492. Справа курс 160. Какая-нибудь помощь необходима будет?
- КВС: Справа 160. Нет, пока все нормально. Штатно. Аэрофлот 1492.
- Диспетчер: Только проблемы со связью, вас правильно понял?
- КВС: Связь и потеря автоматического управления самолетом.
- Диспетчер: Вас понял".
Снижение продолжается.
Пожар на борту самолета в Шереметьево: фото с места ЧП
"Прошу орбиту"
- "КВС: Аэрофлот 1492, прошу орбиту (это означает возможность сделать круг). Мы не готовы к заходу.
- Диспетчер: Аэрофлот 1492, вас понял. Курс 350 возьмите вправо".
Самолет делает небольшой круг и возвращается к Москве.
- "Диспетчер: Аэрофлот 1492, через сколько будете готовы к заходу?
- Диспетчер: Аэрофлот 1492, подскажете, как будете готовы к заходу? Не слышно вас было.
- КВС: Подскажем, Аэрофлот 1492".
Через несколько минут:
- "Диспетчер: Аэрофлот 1492, готовы к заходу?
- КВС: Да.
- Диспетчер: Аэрофлот 1492, как будете заходить? Визуально или по ILS (курсо-глиссадная система - радионавигационная система захода на посадку по приборам, может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режиме)?
- КВС: Заход по ILS".
"Аварийные службы на полосы"
Диспетчер продолжает подсказывать свободные коридоры.
- "КВС: Аэрофлот 1492, необходима помощь.
- Диспетчер: Аэрофлот 1492, Шереметьево вышка, продолжайте заход, слушаю 24 левая.
- Диспетчер: Аэрофлот 1492, ветер у земли 160 градусов, 7 порывы 10 метров в секунду, ВП24 левая, посадку разрешаю.
- Диспетчер: Аварийные службы на полосы".
Последняя фраза - вероятно, визуально уже было видно, что самолет начал жесткую посадку, а потом и загорелся.
ЧП в Шереметьево: экипаж рассказал, что творилось на борту самолета
Комментарий эксперта к расшифровке переговоров
Эксперт по авиационной безопасности Александр Романов, который сам отлетал более 20 лет первым пилотом на разных самолетах, в том числе и работая в зарубежных авиакомпаниях, прокомментировал опубликованную расшифровку переговоров.
"Что-то с этим текстом не так. Некоторые выражения… В авиации так не говорят. Что это такое, например: "Самолет горит в молнии"? Пилот такое не мог сказать. Есть еще несколько выражений, которые в авиации не используются. Можно, конечно, гипотетически предположить, что уже даже в момент запроса о возвращении командир воздушного судна уже был в полушоковом состоянии, но в это слабо верится. На тот момент ситуация была еще под контролем", - отметил он.
Также он добавил, что не стал бы сейчас утверждать, что эта расшифровка - настоящие переговоры.
По мнению Романова, к случившейся трагедии могли привести ошибки экипажа.
"Когда самолет попытался сесть и началось "козление" ("прыжки" по взлетно-посадочной полосе при посадке), по всем инструкциям экипаж должен был снова подниматься в воздух и уходить на еще один круг. Вместо этого они отдали штурвал от себя до упора. В итоге нос вниз, самолет надломился", - говорит эксперт.
ЧП в Шереметьево
В связи с ЧП, в котором погиб 41 человек, заведено уголовное дело. Расследованием причин трагедии занимается созданная госкомиссия. Ранее Следком Российской Федерации озвучил версии причины возгорания. Это недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших техосмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.
Трагедия в Шереметьево: что происходило на борту самолета - видео