НУР-СУЛТАН, 5 мая — Sputnik. Откуда пошел казахский танец? Что отличает его от танца других народов Средней Азии? Что такое "Каражорга" на самом деле? Интересными фактами и историями из своей жизни с читателями Sputnik Казахстан поделилась балетмейстер-постановщик театра "Астана Балет" Айгуль Тати.
Айгуль Тати - одна из ведущих постановщиков казахских танцев, заслуженный деятель Казахстана, была победительницей самого первого республиканского конкурса казахского танца имени Шары Жиенкуловой. Много лет танцевала в ансамблях "Казахконцерт", "Алтынай", "Сазген". Преподавала в главных танцевальных "кузницах кадров" - Алматинском хореографическом училище имени Селезнева и Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Написала пособие по преподаванию казахского танца.
Восстанавливать элементы казахского танца приходилось годами
Казахский танец был импровизацией и подражанием
- Как появился казахский танец, и что в нем главное?
- Изначально у казахов были ритуально-обрядовые танцы. Но на самом деле, я считаю, что нет народности, которая бы не танцевала. Слыша мелодию, любой человек окрылялся и начинал танцевать. У казахов не было специальной школы танцев – как мы говорим, французская, индийская. Но в то же время была свобода творить и проявлять свои внутренние качества через танец.
Прежде всего был танец-подражание.
Немецкий хореограф поставит сюрреалистический спектакль для "Астана Балет"
Многие историки объясняли просто, что после вкусного бешбармака люди веселились, пели песни и, конечно, танцевали. Но никто не учил их, не руководил. В основном это была импровизация. Так, у казахов было сильнее всего развито устное народное творчество, и они могли экспромтом воспеть природу, красоту женщины, какие-то события.
Также и в танце – заиграл домбрист, и человек вдохновлялся, слышал что-то в его музыке и шел танцевать.
Поскольку все было устным, фольклорным, осталось мало записей – все передавалось в народе, многие элементы могли быть впоследствии утрачены.
Универсальный язык народного танца понятен всем, но отражает самобытность
Но есть описание знаменитой Кояндинской ярмарки середины XIX века. У казахов были популярны артисты наподобие русских скоморохов. Они проявляли свое искусство тоже через танец и трюки. Например, запрыгивали на стол, уставленный пиалами, и исполняли энергичный танец зайца, стараясь в пляске не задеть ни одной. Или же в ряд усаживались восемь верблюдов и такой артист перепрыгивал их – тоже в танце.
Откуда взялся танец "Каражорга"
- Один из самых известных народных танцев – "Каражорга", но сейчас идут споры о том, действительно ли он народный, казахский, или был создан искусственно.
- "Каражорга" – один из танцев-подражаний, сохранившихся до наших дней. Сейчас считается, что его танцуют оралманы из Китая, все знают характерное движение плечами. На самом деле это танец гарцующего рысака. Казахи – кочевой народ, большое значение придавали скоту, обожествляли животных, особое внимание уделялось лошадям. Лошадь воспевали в поэзии, в музыке, и, конечно, в танце. Это очень красивое, грациозное животное. "Каражорга" – имитация походки рысака. Изначально это был мужской танец, но сейчас его танцуют все.
Пыль, лошади и драйв: как украинец влюбился в древнюю казахскую игру
Расскажу вам историю из своей юности. На весенние праздники мы с ансамблем часто выезжали на гастроли, в том числе на отдаленные пастбища, жайлау. Сцены не было, стелили брезент на землю, позади садился небольшой оркестр областной филармонии, а мы с напарницей исполняли народные танцы.
И вот картина: оркестр играет, мы танцуем, вокруг бегают дети, бабушки сидят, молодежь на лошадях смотрит концерт. И вдруг на лошади выезжает старик с длинной бородой. Он только что спустился с гор, скидывает свой старый тяжелый чапан и выходит на нашу сцену. Он услышал кюй, и его что-то захлестнуло, он стал танцевать с нами. Как раз очень похожие на "Каражорга" движения плечами, наклоны. Его никто не учил, все шло из сердца, я так думаю.
Робот исполняет танец "Каражорга"
И таких танцев в народе осталось очень много. Например, подражающий танец медведя с характерной походкой – аю биі, или танец глухаря – құр биі, который по весне в брачном танце распускает крылья. Был очень популярным танец "Заяц и беркут". Один из танцующих – беркут, запущенный охотником, а заяц его "боится", мечется, пытается скрыться. Все это человек примечал и использовал в своем танце.
Магия и силы природы в женском танце
- Когда появился профессиональный танец и как его создавали?
- Профессиональный казахский танец начал формироваться с появлением в Казахстане театров. Интересно, что большой толчок произошел в годы войны, когда в Казахстан были эвакуированы выдающиеся артисты из России. Мы знали свои танцы, а для них это было в новинку, им было интересно, и танцу стали уделять больше внимания.
Шара Жиенкулова вдохновляет исполнителей казахского танца
Огромный вклад внесла Шара Жиенкулова. Она много ездила по республике, чтобы изучить быт и традиции, найти элементы исконного казахского танца. Благодаря этой работе появились танцы "Таттимбет", "Айжан кыз", "Каражорга", "Кырык кыз".
Все те основы, которые мы имеем на сегодняшний день, были заложены ею. Если говорить о женском танце – то это в основном ходы и движения рук. Сейчас мы только дополняем и развиваем их.
Женские ходы – кокетливы, ход с носка, ход с каблука. Основное движение рук – айналма, повороты кистей. Стихии - язычки пламени, бьющий из-под земли родник.
- Что отличает казахский танец от танцев других тюркских народов?
- Казахский танец можно узнать по пластике рук, по посадке, по той манере учтивости, как девушка ходит. Но сейчас рамки расширяются, и молодые артисты в современной хореографии импровизируют, добавляют новые элементы пластики. Особенно это касается балета. Например, казахская девушка "не должна" падать или делать какие-то перевороты. Но в балете все это можно обыграть.
Изначально же девушка сидела в юрте, сложив ножки под себя или вбок – это тоже взято из народа, используется в танце.
Я думаю, что нельзя запрещать эксперименты, но нужно и сохранять колорит. Если речь идет о национальном фольклорном танце – есть строгий канон, нужно выдерживать и костюм, и стиль, и музыку.
У балетмейстера другая задача – совместить хореографию с народными элементами, привести что-то новое. Если я сочиняю сценический танец на современную казахскую музыку, нужно создать правильный костюм, который не мешал бы двигаться и в то же время помогал создать нужный национальный колорит.
Казахский костюм – это паспорт человека
- Каким должен быть казахский костюм, и правильно ли, когда "казахские" платья больше походят на наряд Кармен – с многочисленными воланами и пышными юбками?
- Два волана – это отличительная черта женского костюма. В театре все завит от вкуса человека, как это будет смотреться на сцене. Нужен профессиональный подход.
Как выглядит национальный казахский костюм
В создании образа для артистов балета играет большую роль головной убор. Это не только статус, это еще и "паспорт" человека в казахской культуре.
Сами традиции очень интересны. Маленьким девочкам надевали тюбетеечку с пером филина в виде оберега. В 13-14 лет девушке готовили приданое к свадьбе – саукеле, статус невесты. Она может носить саукеле и после свадьбы – еще год, до рождения первенца. Затем с рождением ребенка надевает кимешек. Этот атрибут зрелой женщины имел свое важное практическое значение – это три метра ткани. Ее использовали, чтобы помогать в кочевье раненым, рожающим женщинам, чтобы завернуть ребенка.
Танцуют все – и стар, и млад
- На сцене мы обычно видим только танцующую молодежь. Все героини – юные девушки. А могли ли в народе по статусу танцевать зрелые женщины и существуют ли такие постановки?
- Конечно, танцевали. Я даже помню, как наряжались на праздники во все национальное мои бабушка с дедушкой. И танцевали.
Казахстанцы стали носить национальную одежду не только на Наурыз - дизайнер
Что касается постановок, на недавнем заседании Ассамблеи народа Казахстана наш театр ставил номер "Асатаяк". Его создал выдающийся казахстанский балетмейстер Заурбек Райбаев. Музыка Нургисы Тлендиева.
В нем танцуют "зрелые женщины" в кимешеках, в руках у них асатаяк. Это казахский шумовой инструмент. Он похож на деревянный жезл. В верхней части головка со звенящими подвесками. Потрясающие костюмы, образы создал наш выдающийся театральный деятель Муслим Жумагалиев.
Номер не новый, но мы им очень дорожим – очень оригинальный, любимый зрителями. В том числе и за образ казахской женщины.