Увы, краткосрочный прогноз практически невозможен. Слишком много переменных в условном уравнении, описывающем динамику цен на нефть, слишком хаотично и разнонаправленно они "ходят", слишком велика в котировках роль спекулятивного плеча (до 40%).
Как ни парадоксально это звучит, но долгосрочные прогнозы несколько более осмыслены и имеют большую вероятность не попасть в молоко. Причина в том, что они основаны на анализе фундаментальных рыночных факторов, влияющих на спрос и предложение. Эта тема постоянно обсуждается как производителями и потребителями, так и особенно государственными и международными структурами, задачи которых требуют постоянной готовности к эффективному противодействию кризисным явлениям.
В одной из таких структур – Евразийском фонде стабилизации и развития – я работаю. Состояние нефтяного рынка непосредственно влияет на динамику российского, казахстанского и белорусского ВВП и опосредованно, через ряд трансмиссионных каналов (торговый, инвестиционный, денежные переводы трудовых мигрантов, обменные курсы, инфляция, ожидания), на экономики Армении, Кыргызстана и Таджикистана. Отсюда живой интерес к теме долгосрочной динамике цен на нефть.
Основная характеристика ценовой динамики по нефти, если смотреть на ее 150-летнюю историю, это, по характеристике Евсея Гурвича, высокая волатильность при слабом тренде. Тренд этот повышательный, но действительно слабый – около 1% в год в реальных ценах за всю 150-летнюю историю их мониторинга. При этом скачки вверх и вниз очень сильные. Как правило, выделяется ряд различных по продолжительности и амплитуде колебаний циклов. Особо четко определяется так называемый "суперцикл" длительностью примерно 30 лет. Cреди аналитиков есть на удивление сильный консенсус относительно начальной точки текущего цикла. Это 1996-98 годы. Конец текущего суперцикла ожидается примерно в 2025-2030-х годах.
Психологическая особенность человеческого мышления состоит в том, что мы склонны упрощать реальность. Реальность вообще-то крайне сложна, в том числе по факторам, определяющим цены на нефть, но люди все равно склонны вычленять какой-то один фактор на стороне спроса или предложения и объяснять все происходящее его влиянием.
Конечно, профессиональные прогнозисты не могут позволить себе такой роскоши: они вынуждены строить сложные модели со множеством допущений. Не случайно самые лучшие результаты долгосрочного прогнозирования у Международного энергетического агентства (МЭА) и Американского энергетического агентства (АЭА), отталкивающихся именно от комплексного анализа фундаментальных факторов.
Есть солидная вероятность, что ближайшие пять-шесть лет могут стать временем вполне комфортных цен на нефть – например, в диапазоне 50-80 долларов на баррель. Средний рост мировой экономики на 3% в год обеспечивает сильную базу для роста спроса. В то же время эффекты на спрос таких важных процессов, как снижение энергоемкости роста, энергосбережение, электрификация индивидуального, грузового и общественного транспорта, подъем sharing economy (экономика совместного потребления - Sputnik) накапливаются медленно.
На стороне предложения сказывается недоинвестированность нефтедобычи в период с 2015 года, которая обеспечит поддержку цен в ближайшие несколько лет. Сланец уже учтен в балансе спроса и предложения.
Также необходимо допустить возможные краткосрочные выплески вверх на геополитических кризисах (снижение предложения) и, также краткосрочные, провалы вниз на фоне циклического снижения темпов роста в мировой экономике, которое может принять форму мягкой рецессии в 2020-21-м годах (снижение спроса).
Таким образом, в целом ситуация с ценой на нефть в ближайшие пять-шесть лет может оказаться вполне комфортной. Позже, в диапазоне 2025-2030-х годов, на фоне "дна" суперцикла вероятно резкое падение цен. Ему будет способствовать переход из количества в качество ряда факторов, негативно влияющих на спрос, в том числе электрофицированного транспорта, массового внедрения энергосберегающих технологий, бурно растущей sharing economy, которая по своему духу имеет энергосберегающий характер.
Еще раз подчеркну, что любому анализу цен на нефть предписаны скромность и сомнение в цифрах прогнозов. Слишком много факторов влияют на цены, слишком много переменных в "уравнении". Тремя абзацами выше я упомянул девять факторов на стороне спроса и предложения, в то время как их намного больше, да и в оценке влияния упомянутых факторов легко ошибиться. И все же думать и дискутировать на эту тему полезно, пока столь многое зависит от динамики цен на нефть.