Как проект SputnikPrо в Грузии помог исследовать возможности нового направления в профессии, поделилась колумнист Айнур Шошаева.
Как я попала на стажировку в Грузию
В прошлом году я решила отправить свою работу на фестиваль молодых талантов "Шабыт 2018". Журналистов пригласили принять участие в конкурсе впервые за шесть лет, поэтому я поняла, что эту возможность упускать нельзя. Для меня стало приятной неожиданностью, когда я узнала, что информационный партнер конкурса, международное информационное агентство и радио Sputnik учредило специальный приз за интересную творческую работу в номинации "Журналистика/интернет-ресурсы".
Приз превзошел все ожидания: кто получил спецпремию Sputnik на фестивале "Шабыт"
Будучи на мастер-классе для участников "Шабыта", где руководитель представительства МИА "Россия сегодня" в Республике Казахстан Виктор Панов рассказал, как экспериментировать с контентом для интернет-изданий, и в зале Дворца мира и согласия, когда объявляли победителей, я и представить не могла, что стану обладательницей спецприза.
Мой репортаж "Ягодный бизнес. Как сельчане зарабатывают на урожае с зеленого пояса Астаны", написанный на казахском языке, получил спецприз Sputnik Казахстан – возможность поехать в любую страну ближнего зарубежья на тренинг для журналистов по программе SputnikPro.
Модуль SputnikPro по моей любимой теме - социальной журналистике - был организован в Грузии, там, где я раньше никогда не была. Для меня было огромной честью, что Sputnik Казахстан специально подобрал для меня тему семинара, учитывая мое желание улучшить свои знания в этой области.
Чего хотят грузинские читатели
В Тбилиси меня и других участников тренинга ждали насыщенные дни. Я узнала особенности грузинского менталитета. Сначала была встреча с коллегами в редакции Sputnik Грузия, поговорили с редактором национальной версии Sputnik Грузия Тамарой Хонелидзе.
Обладательница спецприза Sputnik Казахстан стажируется в Грузии
Грузинский читатель, с ее слов, разносторонний и любознательный. Местные интересуются больше историей, культурой и любят читать про "маленького человека", о простых людях и их достижениях.
"Мы стараемся ставить в пример обычных людей, которые отличились своими поступками. У нас есть еженедельная рубрика о грузинах, которые живут за рубежом. Самое интересное, что нам пишут соотечественники, которые потом становятся героями этой рубрики", - поделилась Тамара Хонелидзе.
Знаете, мне показалось, что грузины и казахи чем-то похожи. Ведь, не секрет, что наши читатели предпочитают материалы об истории, культуре, языке и духовности человека.
Что говорят о социальной журналистике московские эксперты
А потом мы приступили к нашей основной "миссии". Журналисты МИА "Россия сегодня", руководившие масштабными проектами "Год экологии" и "Год волонтера", Мария Ферсман и Елена Исайкина поделились с нами профессиональными секретами.
SputnikPro принимает молодых журналистов из стран ближнего зарубежья
Социальная журналистика, со слов Марии Ферсман, состоит из трех компонентов. Это государство, эксперты и читатель. Сейчас "социалку" можно найти почти в каждом СМИ, но немногие могут докопаться до сути. В большинстве случаев журналисты только показывают проблему и очень редко – пути ее решения.
К тому же функции социальной журналистики на себя сейчас взяли соцсети. Но там явно видна проблема однобокой подачи информации.
Социальная журналистика это не только про жалость
Главное требование социальной журналистики – писать доступным языком, считает начальник отдела дирекции государственных интернет-проектов Елена Исайкина.
"Нам не надо учить читателя. Нам важнее установить с ним диалог. Мы ждем обратной связи от читателя", - сказала она.
Социальная журналистика не обязательно про жалость, продолжила она.
Больше чем фото - российский фоторепортер раскрыл секрет гениального снимка
"Когда рассказывают о больном человеке, которому нужна помощь, в первую очередь пишут о его диагнозе. Конечно, у читателя может возникнуть чувство жалости, но тут на задний план отодвигается личность героя, его душа", - сказала Исайкина.
Чему научил SputnikPro
Итак, подводя итог, могу сказать точно, что поездка в Тбилиси надолго останется в моей памяти. Благодаря SputnikPro я поняла, что социальная журналистика и посты в соцсетях – не одно и то же. Да, есть схожесть, но функции разные.
Журналисты, даже если находят информацию в Сети, должны ее проанализировать, получить комментарии у экспертов, госорганов и давать читателю пищу для размышления. Читателя не нужно учить, его надо направлять, и я полностью согласна с этим.
Как звучит степь: студент из Казахстана мечтает прославить народный инструмент
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и других специалистов медиасферы, направленный на обмен опытом с зарубежными коллегами, развитие медиакоммуникаций и профессиональных связей.
Sputnik запустил образовательную программу для СМИ на постсоветском пространстве