Из жизни планктона
"Тренинг личностного роста" - это такой триллер из жизни офисного планктона города Алматы. Сам режиссер Фархат Шарипов говорит, что это фильм о человеке, потерявшем память. Но если слово "память" заменить на слово "совесть" - это тоже будет верно, потому что фильм и о нравственном перерождении человека тоже.
В фильме есть таинственное преступление, которое герой то ли совершал, то ли нет. Есть герой, чей образ претерпевает трансформацию. Про "личностный рост" - это, конечно, ирония. Скорее, зритель наблюдает рождение чудовища из скорлупы незамысловатого офисного быта.
В 70-е годы в советском кинематографе появилось "поколенческое кино" о людях не первой молодости, обремененных интеллектом и раздумьями о жизни со светлой грустью. Самый наглядный пример – "Полеты во сне и наяву" Романа Балаяна с Олегом Янковским в главной роли. В XXI веке "поколенческое кино" (доживи оно до наших дней) вполне могло бы выглядеть, как "Тренинг личностного роста".
Каким-то образом Фархату Шарипову удается убедить зрителя в том, что на экране именно реальная жизнь. Без прикрас и замалчиваний. Обычно ведь зритель понимает, что действие на экране – не настоящее. Там выдуманный мир, где все события происходят по законам драматургии. В положенное время случится сюжетный поворот, ближе к финалу покажется, что все пропало, но завершится действие, конечно же, хэппи-эндом.
А в "Тренинге…" ощущения выдуманности событий на экране нет. Зритель как будто ныряет в кишащую офисным планктоном (и хищниками!) жизнь. Прямо в такую, как она есть. Это очень интересный эффект, полюбопытней 3D.
Как воссоздать реальность
Достигается гиперреалистический эффект, прежде всего, отсутствием в фильме музыки. А также тем, что поворотные моменты действия возникают как бы случайно – порой даже через случайные разговоры в лифте. Все эти шепотки, разговорчики, перемигивания вдруг слагаются в мощную силу и толкают действие.
У нового казахстанского гиперреализма есть и еще одно выразительное средство – обсценная лексика. Мат в фильме есть. Незапиканный. Но не такой, чтобы через слово, в качестве междометия, а очень даже к месту.
"Игра престолов": даты выхода серий 8 сезона - трейлер, фото, видео
На пресс-конференции после показа фильма с места поднялся авторитетный и очень суровый российский кинокритик Виктор Матизен. Грозно посмотрев на Фархата Шарипова, он громко сказал: "А за мат на экране…" Весь зал притих в ожидании – что-то будет? "Низкий поклон!" - провозгласил Матизен.
Есть и еще один момент на грани фола. Во время одного из ключевых диалогов фильма происходит разговор о переименовании Астаны в Нур-Султан. Учитывая, что на деле это произошло совсем недавно, на экране было то ли пророчество, то ли чудеса быстрого монтажа, когда упоминание об актуальных недавних событиях быстро и аккуратно вставляется в уже готовый фильм. Но, как оказалось, не было ни пророчества, ни монтажа.
На пресс-конференции режиссер объяснил, что дар предвидения тут ни при чем. Просто такие разговоры среди жителей Казахстана, конечно, ходили. В том числе и в прошлом году, когда снимался фильм. Да и само переименование было в достаточной степени ожидаемым.
С третьей попытки
После пресс-конференции корреспондент Sputnik встретился с Фархатом Шариповым в кулуарах фестиваля.
Фархату – тридцать пять лет. И "Тренинг личностного роста" - третий фильм, в котором он выступил как режиссер.
"Первой картиной был "Сказ о розовом зайце", - рассказал Шарипов. – А вот второй фильм оказался провальным. Назывался он "Инопланетяне не при чем". Мы пытались снять комедию про пришельцев, но она оказалась абсолютно не принятой".
Как герои "диснеевских" мультиков заговорили по-казахски
Однако Фархат и его команда не опускали рук и решили снять "Тренинг личностного роста". К слову, в первоначальной версии длительность фильма составила четыре часа.
"Мне так не хотелось резать фильм, - признался режиссер. - Потому что я наслаждался, глядя на актеров. Мне нравились все эти полутона, которые они выдавали на экране. Но в конечном итоге мы сделали версию на 97 минут".
Знание офисной жизни и менеджерского быта взялось у Фархата не из личного опыта.
"Офисный опыт у меня совсем маленький, - рассказал Шарипов. - Перед съемками я попросил друзей, которые работают банковскими клерками, чтобы они меня внедрили в систему, чтобы я что-то посмотрел своими глазами. Наибольшее потрясение у меня вызвали лифты – очереди к ним, когда люди ждут, чтобы попасть на работу".
Голая правда о фильме "Асса", или Возвращение легенды
Впечатление, по-видимому, оказалось сильным. Не случайно ключевые события картины происходят именно в кабинах лифтов.
Проблем с господдержкой у проекта Фархата Шарипова не было. Фильм снят полностью на бюджетные деньги.
Фильм на русском языке
"Действие фильма происходит в Алматы, а это русскоязычный город, - пояснил Фархат. – Конечно, в городе говорят и на казахском, но банковская среда – русскоязычная. Поэтому был выбран русский язык. Я согласен с программным директором ММКФ Кириллом Разлоговым, что у Казахстана и России есть шансы создать единое открытое кинематографическое пространство, благодаря общей культуре. Мы все давно нуждаемся в объединении проката".
Звезда фильма "Такси" поздравил казахстанцев в тюбетейке и с домброй
Фильм "Тренинг…" так легко воспринимается российскими зрителями, при этом кинематографист признался, что совсем не знает российской жизни.
"К сожалению, у меня нет опыта жизни в России, я не смог прочувствовать ее, - сказал режиссер. – Но, судя по разговору с водителем, который вез меня в гостиницу, жизнь в России не много чем отличается от жизни в Казахстане".
Фархату Шарипову нравится состояние, в котором сейчас находится национальный кинематограф.
В кадре с Высоцким, или Как простой лесничий с Медео в большое кино попал
"Кино в Казахстане активно развивается, - сказал Фархат. - Единственное, что нам не по силам – это суперблокбастеры. Просто потому, что у нас нет такой большой аудитории, чтобы подобные фильмы окупались в прокате. Вместо блокбастеров у нас снимается много авторского кино. А также зрительское – рассчитанное на коммерческий успех. Это комедии, криминальные истории, триллеры, ужасы. Казахское кино сейчас экспериментирует".
Самал Еслямова получила "Азиатский Оскар" как лучшая актриса
Судя по теплому приему и разговорам в кулуарах, у "Тренинга личностного роста" есть хорошие шансы добиться успеха на Московском кинофестивале. Но загадывать пока не будем. Пожелаем фильму и его создателям удачи и благосклонности жюри во главе с культовым корейским режиссером Ким Ки Дуком.