Это только кажется, что выпускники многочисленных российских театральных вузов тут же получают работу. Кому-то везет, кого-то замечают еще во время учебы, а кто-то годами пытается попасть на службу в любимый театр. Художественному руководителю Театра им. Евгения Вахтангова Римасу Туминасу ежегодно показываются сотни актеров, но принять всех в труппу, несмотря на шесть сцен, невозможно физически.
Людей театра на улице не оставляют
"Мы решили летом во время отпуска похулиганить. Взяли две пьесы Нины Садур – "Ехай" и "Замерзли" – и стали по ним работать. Это была зона эксперимента, – в нашем театре редко ставятся современные пьесы. Мы приглашали зрителей в нашу студию, показывали материал, а после просмотра вместе разбирали спектакль. Была обратная связь. Но к сентябрю у меня оставалось только четыре актера, остальные не выдержали и ушли. Поэтому мы оставили один спектакль – "Замерзли" – и продолжали над ним работать. Он прошел около восьми редакций", - вспоминает Гульназ Балпеисова, которая, как и ее ученики, работала в Лаборатории совершенно бесплатно.
"Да, это, конечно, интересная проверка. Когда ты слышишь критику, хочется сразу убежать, а здесь надо было стойко слушать: с чем-то соглашаться, с чем-то нет, что-то обдумывать, принимать, проверять, пробовать и заново начинать", - говорит Гульназ.
В феврале спектакль "Все будет" по пьесе "Замерзли" был готов, а на премьеру пришла сама Нина Садур. Гульназ очень волновалась перед встречей.
"Мы ее очень боялись. Для меня это была первая встреча с драматургом, по чьей пьесе я работала. До этого я ставила произведения драматургов, которые уже ушли в мир иной. И я понимала, что спектакль – это наша интерпретация, которая может с мнением автора не совпасть. Тем более что мы ввели дополнительного персонажа – охранника. Но, на удивление, Нина Садур вышла и сказала: "Такое ощущение, что я написала это вчера". А если драматург вам прощает вписанного персонажа, это очень приятно. Благодаря этой премьере случились два события: пьеса возродилась, и родились артисты", - говорит Гульназ.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Когда мечта становится былью
Оказалось, что за усердием, самоотверженностью молодых актеров внимательно наблюдало руководство Вахтанговского театра. И когда все надежды уже практически угасли, им было сделано предложение – четверку взяли в театр стажерами, подписали с ними контракты и сейчас активно вводят в роли.
"Это была такая пусть и нечаянная, но проверка. К концу работы Лаборатории остались только люди нашего театра. Невозможное стало возможным - верных и отчаянных награждают. Хотя мы были готовы к тому, что покажем нашу премьеру и разойдемся", - поясняет режиссер.
Поставить спектакль в Казахстане
Для Гульназ Балпеисовой это был уже третий опыт проведения Лаборатории. Начинала преподавательскую деятельность Гульназ в родном Казахстане: пять лет назад, учась в Театральном институте имени Щукина, приехала домой в Актобе, зашла в областной театр драмы имени Т. Ахтанова, попросила пригласить всю русскую труппу из отпусков и предложила поработать с ними. На встречу пришло человек пятьдесят, работать в Лаборатории осталось 18 актеров, а в эскизе по Куприну сыграли и того меньше – 13 человек. Тренинг шел десять дней.
Поддерживать актеров в Казахстане режиссер Балпеисова готова и сейчас. Она снова вынашивает планы организации Лаборатории. А еще хочет поставить спектакль. Опыт у нее имеется – "Горе от ума" летом 2017 года на сцене Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Алматы. Однако после постановки она поняла, что работать нужно со своей командой.
"Сейчас я понимаю, чтобы работа была гармоничной, нужно ехать командой. Так, Римас Туминас никогда не работает без композитора Фаустаса Латенаса и сценографа Адомаса Яцовскиса. И видите, какие шедевры у них получаются. Один в поле не воин, а командой можно горы свернуть", - заключила Гульназ.