Результаты для США оказались просто оскорбительными: большие и малые союзники, все как один не пожелали "дергать смерть за усы" в Керченском проливе. Вопреки американскому давлению и шантажу, Германия не отказалась от выгодных для нее поставок сибирского газа, а Турция еще раз подтвердила стратегическое решение создать непреодолимую ПВО с помощью российских ЗРС С-400 (первая партия оценивается в 2,5 миллиарда долларов).
Получается, что весь пар ушел в песок.
Ведь еще в среду Госдеп США заявил о намерении НАТО обеспечить безопасность прохода кораблей Украины через Керченский пролив.
А днем ранее Вашингтон пообещал Москве суровый "пакет мер" в Черном море, поскольку "Россия угрожает альянсу на всем восточном фланге". Принимая камлание Госдепа за истину в последней инстанции, России оставалось, пожалуй, лишь смириться с судьбой, и откатиться за Урал, по-хорошему (добровольно) освобождая европейскую территорию под саженцы американской демократии.
Азовские особенности
Ранее не нашла поддержки американская инициатива пересмотреть Конвенцию Монтре (1936 года), которая позволяет боевым кораблям нечерноморских стран находиться в акватории Черного моря не более трех недель (имеются также ограничения по вооружению и водоизмещению). За исключением Грузии и Украины, здесь доминирует позитивное стремление развивать взаимную торговлю и туризм. Если пренебречь перманентными киевскими революциями, можно оценить регион как мирный и спокойный.
Возможно, Соединенным Штатам в Черном море не хватает степеней свободы и адреналина, но трех региональных союзников по НАТО статус-кво вполне устраивает. Серьезно пострадать во имя американских интересов никто здесь не планирует, а Турция выражает недовольство попытками военной блокады Черного моря со стороны США.
Пожалуй, в Госдепе США не подозревают, что проход иностранных судов через Керченский пролив регулируется 17-й статьей Конвенции ООН по морскому праву (1982 года) и законами РФ. Азовское море – внутреннее для России и Украины, там нет международных, нейтральных вод, боевые корабли третьих стран могут пройти через Керченский пролив только при обоюдном согласии Москвы и Киева. Очевидно, в нынешней ситуации и в среднесрочной перспективе подобный визит просто невероятен.
Никто не оспаривает право мирного прохода через Керченский пролив (туда и обратно) гражданских судов всех государств – с лоцманским сопровождением (для безопасности жизни и здоровья людей). И все же Россия – суверенное государство, которое в случае угрозы может остановить в своих территориальных водах любое судно. Правом этим не злоупотребляет, но провокацию в Керченском проливе 25 ноября 2018 года Киев создал искусственно, и пограничники ФСБ России вынуждены были задержать плавсредства и моряков украинских ВМС.
На безрыбье – Очаков и Поти
В Черноморском регионе Соединенные Штаты теряют сильных союзников и находят опору в странах-партнерах, где менее всего ценят благополучие и мирную жизнь сограждан – американские военнослужащие и военные базы появляются на территориях внеблоковых Грузии и Украины.
Так, в Очакове летом 2017 года начали строить морской оперативный центр ВМС США, якобы для проведения совместных учений Украины и НАТО. Очевидно, цель – не улучшение украинской обороноспособности, а постоянное военное присутствие вблизи границ России. Страна, содействующая американским интересам в Черноморском регионе, сознательно становится военным противником РФ со всеми вытекающими последствиями. Объекты Пентагона вблизи российских границ автоматически становятся потенциальными целями для высокоточного оружия.
Грузия безрассудно размещает на своей территории американский военный аэродром, учебные центры НАТО, регулярно принимает международные маневры антироссийской направленности с участием военнослужащих из десятков стран и, не имея собственных ВМС, вполне созрела для строительства военно-морской базы США в порту Поти.
Коллективный Запад намерен расширять военное сотрудничество с Киевом и Тбилиси, играя в поддавки "территориальной целостности". США и НАТО почти не маскируют корыстных интересов в Черноморском регионе, где позиции альянса слабее, чем в Норвегии и странах Балтии.
Провозглашенный Украиной и Грузией курс в НАТО не имеет отношения к укреплению национальной безопасности этих республик, не принесет стратегического преимущества Пентагону, и все же вредит народам и стабильности Черноморского региона.